Пасха
Описание:
(Общенародный праздник, отмечают и мусульмане и язычники.)
На светлой неделе во многих христианских семьях открываются глиняные кувшины, заполненные вином. Во время сбора винограда и приготовления вина по традиции абхазов-христиан в специальный кувшин, закопанный в землю, вливается молодое вино, посвященное дню Пасхи. После открытия кувшина первая часть вина отправляется в тот или иной храм, к которому относятся та или иная абхазская христианская фамилия. В храме священник использует это вино во время совершения Божественной Литургии и молится за семью или род, которые принесли это вино. Есть и те случаи, когда та или иная абхазская фамилии имеет подобный кувшин в ограде храма. Эти кувшины с вином открываются на Пасху в присутствии всех мужчин той фамилии, которой и принадлежит этот кувшин. Процесс открытия кувшина с вином сопровождается и закалыванием пасхального жертвенного животного, а также праздничной трапезой, куда приглашаются родственники и соседи.
Во второй воскресный день после Пасхи в традиции Абхазской Церкви вместо Антипасхи и апостола Фомы празднуется память святых жен-мироносиц или, как принято называть у абхазов, «Женская Пасха». В этот день также накрывается особая праздничная трапеза.
В пасхальные дни не совершается поминовение усопших и накрытие поминальных трапез недопустимо. Усопшие поминаются после «Женской Пасхи», в понедельник или вторник.
На Пасху в Абхазии готовится особенное национальное блюдо – «аиладж». Кушанье это делается из кукурузной муки, с добавлением первого снятого сыра. Получается очень вязкое и очень вкусное блюдо. Есть традиция, которая считает, что первое, что человек должен вкусить после пасхальной службы — это вареники с сыром.
На Светлой седмице у абхазов дома открывается специальный кувшин с вином. В Абхазии, когда человек делает вино, он готовит его, главным образом, на Пасху. Вино это посвящено конкретному храму, обычно тому, рядом с которым живет винодел. Хозяин дома, открыв кувшин с вином, наливает его в специальный сосуд, не использующийся в быту, и несет в храм, чтобы священник совершил на этом вине Божественную литургию, помянув всю семью жертвователя.
Само пасхальное богослужение осталось неизменным. Но раньше были «внешние» различия — в Абхазии на службу созывали не звоном колоколов, а звуками специальной медной трубы. По кавказской традиции во время пасхального крестного хода священник взбирался на колокольню и оттуда возвещал в первый раз: «Христос Воскресе!», пел пасхальный тропарь. Речитатив, воздетые руки — такие были элементы богослужения. Сейчас от этих традиций остались воспоминания …