Новый Год сквозь десятилетия
Сегодня трудно представить, что Новый год праздновали еще в Древней Руси, во времена язычества. Только тогда всеми почитаемый праздник отмечался отнюдь не зимой, а весной. И ассоциировался с возрождением природы, соответственно, с началом жизни. Тогда люди поклонялись языческим богам. Новый год был связан с именем бога Перуна, верховного бога в древнерусской языческой мифологии. Люди совершали идолу приношения, разводили костры, веселились, танцевали, шутили, пели песни.
А теперь вернитесь в ХХI век – огромное количество времени прошло, а праздник остался! Он стал совсем другим. Не надо даже машины времени, чтобы ощутить это бездонную пропасть времен. А теперь переместимся в эпоху, которую познали и ощутили все - век ХХ. А как изменились традиции с тех времен? Каждый успел прочувствовать фрагмент тяжелейшей эпохи, каждый, даже по учебникам, ощущает специфику времен, соответственно, специфику праздника.
Вспомним события:
1917 год – Россия переходит с юлианского календаря на григорианский, что переносит новогодний праздник на рождественский пост. Большевики с воодушевлением восприняли данный факт.
1935 год – приоритеты были расставлены: елка стала атрибутом не рождественского, а новогоднего праздника. Этот год ознаменовался и первым детским новогодним утренником.
1938 год – сформирован «отряд Дедов Морозов», призванных обеспечить новогодними подарками детей самых отдаленных уголков страны.
1945 год – в центре Колонного зала была установлена 26-метровая елка.
1947 год – «переломный», Новый год приобрел «официальный статус». 1 января объявлен праздником и нерабочим днем.
1954 год – новогодние елки были открыты в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.А атмосферу праздника в 80-е г.г. помнят и знают многие – и не потому, что застали это время, а потому что очень сильны отголоски тех празднований в нашем времени. Речь не о меланхолии, желании вернуться в ту эпоху, а, действительно, в совсем иной атмосфере «того» Нового года. Большинство опрошенных приходят к таким выводам: раньше был праздник, а сейчас – просто рубеж; раньше праздник был настоящим, не искусственным; сейчас нет предвкушения праздника. А чем это может быть обусловлено? Маловероятно, что тоской по тотальному дефициту. Вспомним, что создавало праздничное настроение в 80-е г.г.
Конечно, украшения! Сейчас в изобилии представлены всевозможные украшения для елки и интерьера – гирлянды, шары, мишура. Искусственные елки выглядят настолько презентабельно, что большинство предпочитает ими заменять живую. Но не увидишь сейчас «дождик», который, с помощью мокрой ваты, благополучно отправляли висеть на потолке. На стекло, посредством хозяйственного мыла, лепили снежинки из бумаги и фольги. Искусственные елки представляли собой остов с ограниченным количеством «еловых лап», поэтому гораздо чаще в домах стояла живая елка, придающая празднику самую, что ни на есть домашнюю и уютную атмосферу. А каждая елочная игрушка была шедевром – на елке можно было увидеть Красную Шапочку, Кота в Сапогах, изящные крошечные домики с трубой и шапкой снега на крыше, стеклянные бусы, всевозможных представителей животного мира. И оторопь брала при мысли, что их можно разбить, потому что каждая игрушка была единственной и неповторимой, аналог было найти почти невозможно. А теперь заглянем под елку! Сейчас большое влияние на наш Новый год оказывают традиции католического Рождества – под пышными зелеными ветвями можно увидеть даже Санта Клауса. А ранее пара Дед Мороз и Снегурочка не изобиловали красками – бледненькие из картона, ваты, пластмассы. Но вот был Дед Мороз настоящим – солидным, бородатым, морозным! Если посмотреть, каким был Дед Мороз в представлении древних славян, то можно заметить, что он очень похож на этих пластмассовых и картонных: старичок с длинной седой бородой, который с супругой Зимой и помощниками Трескунами обходит владения свои и стучит посохом, от чего сковываются реки, ручьи, лужи льдами. Не любит Морозко тех, кто стужу не жалует, а бодрым и веселым благоволит, одаряет ярким румянцем.
А что еще было под елочкой? Конечно, подарки! Помнится, что ребенка впечатляла не столько материальность подарка, сколько то, во что его помещали – будь то валенок, сапожок или просто коробочка с подарочным набором, которая стабильно выдавалась на предприятиях. Радость была даже от набора конфет и орешков. Думаю, все дети проводили ревизию конфет на «вкусные» и «невкусные», определяя порядок их поедания. Много было и слез пролито, что дедушка Мороз не успел получить пожелание, и подарил ну совсем не тот подарок! Родителям мы дарили hand made – либо тряпочный символ года, либо рисунок, хотя закрадывалась мысль, что заяц с кожаным носом – немного непрактичен и нематериален, но родители были счастливы. Сейчас ребенок может заказать любой желаемый подарок, были бы финансовые возможности у родителей.
Особым этапом в подготовке к празднику было создание костюмов. Каждая мама мечтала, чтобы ее ребенок был в самом лучшем костюме, все было сделано руками, поэтому каждый костюм был оригинален. Сейчас любой костюм можно купить в магазинах, может, от этого теряется эксклюзивность продукта. Те же маски зайчиков, волков, лисиц модифицировались, но не преобразились. Очевидно, что изготовитель ориентируется не на оригинальность формы, а на количество, тем самым упуская качество. Маски животных не вызывают умиления. А ранее ребенок мог стать, благодаря усилиям мамы, кем угодно – Мухомором, Курочкой Рябой, чаще Снежинкой, самой Зимой, Жар-птицей. Все шло в ход в процессе приготовления – марля для юбочек снежинки, накрахмаленные рубашечки для «зайцев», ватман и краски для головных уборов. И прелесть была в недоступности всей этой роскоши в магазинах. Процесс возникновения костюма из ничего сам по себе был захватывающим, непредсказуемым. Сейчас у нас просто нет даже времени подумать о том, что костюм для ребенка интересней сделать своими руками, где и он примет активное участие.
Новогодний стол теперь радует нас своим изобилием, но именно это обстоятельство дает право выбора и позволяет отказаться от настроя на чревоугодие, ограничиться легкими закусками, но вот получается как раз обратное – люди начинают закупаться за месяцы до празднования, стол ломится от яств. Но все равно традиционными блюдами остаются салаты Оливье, Селедка под шубой, Мимоза. А что было на праздничном столе в 80-е г.г.? Те же салаты, плюс котлеты домашние, бутерброды со шпротами, холодец, обязательно мандарины, запеченная курица, домашние маринады. Одним из важнейших блюд был торт, который купить было весьма проблематично. Пекли чаще всего домашний «Наполеон». Сейчас в магазинах можно увидеть конфеты, которые тогда были одними из самых потребляемых в Новогоднюю ночь – «Мишка на Севере». Список напитков тоже не отличался разнообразием: Советское шампанское, водка «Столичная», лимонад «Буратино», морс и компот. Разнообразия не было, но, несмотря на этот минимум, люди готовили праздничный стол целый день, а еще надо было успеть весь дом привести в порядок, принарядиться в вечерние костюмы, даже если гостей не ждали, а празднование проходило в семейном кругу! Не дай бог не успеть к торжественному поздравлению и бою курантов. Потому что все эти приготовления были ожиданием чего-то чудесного. Сегодня, в ритме времени, мы не особо ждем чудес от Нового года, наверное, скорее стремимся в краткие сроки прикупить подарки, накрыть на стол, отпраздновать и забыть.
Редко кто в 80-е г.г. согласился бы провести новогоднюю ночь не в кругу семьи – это был именно семейный праздник. И сейчас мы предпочитаем остаться с семьей, но только у нас есть море возможностей уехать куда-нибудь, провести Новый год более экзотично. И не всегда это получается сделать с семьей. Традиционная новогодняя борьба каналов за рейтинг уже мало привлекает искушенного и уставшего зрителя, да и возможностей посмотреть не традиционный, испокон веков сформированный список программ и фильмов, огромное множество. И мало кто сейчас, как ранее, проживает всю новогоднюю ночь «от и до» в ожидании чуда, подарков от Деда Мороза в валенках или под елочкой. А раньше вся семья располагалась у телевизора на просмотр комедий, «Голубого огонька», «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады». Тривиально? Возможно. Только вот атмосфера уюта, домашности была, да еще какая!
Как и сейчас, люди в Новогоднюю ночь, выходили на улицу – только тогда вместо петард и фейерверков большей популярностью пользовались бенгальские огни, хлопушки с сюрпризами, конфетти. Из всего вышеперечисленного современное празднование оставило в обиходе только бенгальские огни.
Получается, что в СССР праздник Новый год был иным, церемония была интереснее? Ведь так думают не только дети, но и взрослые. Что это: меланхолия, стереотип, воспоминания? Но не хотелось бы восхвалять одну из самых тяжелейших и неоднозначных эпох нашей страны. Наверное, дело в наших современных возможностях, потребностях, в особенностях ритма жизни. Время больших возможностей требует большой динамики, и мы даже не замечаем, что Новый год – праздник, существовавший веками, претерпевает кардинальные изменения. Каким он будет 30 лет спустя?
Ксения Колчанова
Читать другие статьи автора: