Сиэтл

Очевидное и невероятное: почему россияне вынуждены летать так дорого

Дороговизна авиаперелётов выступает основным сдерживающим фактором выездного туризма в России. Цена билетов на самолёты отечественных перевозчиков в 1,5-2 раза выше, чем в США – и это несмотря на разительную разницу в уровнях жизни. Причин у такого явления несколько, но главная – монополизация рынка аваиперевозок и экстенсивная политика отечественных компаний.

Ярким показателем доступности авиапаревозок является значение т.н. коэффициента авиационной мобильности, который отражает среднее количество перелётов в год одним гражданином. Так вот, в странах, где можно приобрести авиабилеты дешево, этот показатель в разы выше, чем у нас на родине. К примеру, каждый житель США пользуется услугами авиаперевозчиков не реже 2-х раз в год, европеец поднимается в небо в среднем 1 раз в год, и только каждый третий россиянин может позволить себе авиаперелёт на курорт или просто навестить зарубежных друзей. Статистика говорит сама за себя.

Почему же билеты на самолет в нашей стране не так доступны, как хотелось бы? Ответ кроется в структуре цены билета, которая на треть складывается из стоимости авиатоплива, по 10% приходится на зарплату персонала и обслуживание судов, немалый удельный вес занимают также аэропортовые сборы. Несмотря на требования ФАС о нормативном выборе заправщика, большинство аэропортов обслуживаются одним топливно-заправочным комплексом, который, по сути, является монополистом.

Российские аэропорты хоть и время от времени стараются подтянуться по сервису и набору услуг к европейским коллегам, продавая авиабилеты онлайн, проводя сезонные акции и внедряя дополнительные услуги, всё же их с натяжкой можно назвать деловыми единицами. При сокращении продажи билетов авиакомпании предпочитают наращивать выручку за счёт поднятия тарифов, а не предпринимать эффективные действия по увеличению пассажирского потока.

В результате стоимость пассажирокресла на километр пути – основной экономический показатель, определяющий эффективность перевозок – у отечественных авиакомпаний выходит в среднем 20-25 копеек, что на порядок выше, чем у зарубежных перевозчиков. В то же время низкобюджетные операторы умудряются снизить этот коэффициент в 1,5-2 раза, что отражается на цене билета. Поэтому туристам, желающим сэкономить на авиаперелёте, выгоднее пользоваться услугами именно таких компаний, которые не распыляются на чрезмерный сервис, обеспечивая теме самым большую экономию для пассажиров.

Комментарии (0)