Очевидное и невероятное: почему россияне вынуждены летать так дорого
Дороговизна авиаперелётов выступает основным сдерживающим фактором выездного туризма в России. Цена билетов на самолёты отечественных перевозчиков в 1,5-2 раза выше, чем в США – и это несмотря на разительную разницу в уровнях жизни. Причин у такого явления несколько, но главная – монополизация рынка аваиперевозок и экстенсивная политика отечественных компаний.
Ярким показателем доступности авиапаревозок является значение т.н. коэффициента авиационной мобильности, который отражает среднее количество перелётов в год одним гражданином. Так вот, в странах, где можно приобрести авиабилеты дешево, этот показатель в разы выше, чем у нас на родине. К примеру, каждый житель США пользуется услугами авиаперевозчиков не реже 2-х раз в год, европеец поднимается в небо в среднем 1 раз в год, и только каждый третий россиянин может позволить себе авиаперелёт на курорт или просто навестить зарубежных друзей. Статистика говорит сама за себя.
Почему же билеты на самолет в нашей стране не так доступны, как хотелось бы? Ответ кроется в структуре цены билета, которая на треть складывается из стоимости авиатоплива, по 10% приходится на зарплату персонала и обслуживание судов, немалый удельный вес занимают также аэропортовые сборы. Несмотря на требования ФАС о нормативном выборе заправщика, большинство аэропортов обслуживаются одним топливно-заправочным комплексом, который, по сути, является монополистом.
Российские аэропорты хоть и время от времени стараются подтянуться по сервису и набору услуг к европейским коллегам, продавая авиабилеты онлайн, проводя сезонные акции и внедряя дополнительные услуги, всё же их с натяжкой можно назвать деловыми единицами. При сокращении продажи билетов авиакомпании предпочитают наращивать выручку за счёт поднятия тарифов, а не предпринимать эффективные действия по увеличению пассажирского потока.
В результате стоимость пассажирокресла на километр пути – основной экономический показатель, определяющий эффективность перевозок – у отечественных авиакомпаний выходит в среднем 20-25 копеек, что на порядок выше, чем у зарубежных перевозчиков. В то же время низкобюджетные операторы умудряются снизить этот коэффициент в 1,5-2 раза, что отражается на цене билета. Поэтому туристам, желающим сэкономить на авиаперелёте, выгоднее пользоваться услугами именно таких компаний, которые не распыляются на чрезмерный сервис, обеспечивая теме самым большую экономию для пассажиров.