Ошибка в билете: что делать и как исправить?
В современной системе перевозки пассажиров билет - это документ, подтверждающий ваше право на перевозку или перелет. Правильность данных в билете – очень важная деталь при его предъявлении. К сожалению, никто не застрахован от ошибок, и опечатки в подобных документах не такая уж редкость.
Что делать, если информация о вашей личности в билете расходится с паспортными данными?
Ошибки в билетах бывают самые разные. Способ, скорость, иногда даже стоимость их исправления зависит от различных факторов, как, например, специфика маршрута (международный или внутренний), компания перевозчика и индивидуальные правила, установленные этой компанией для подобных ситуаций.
Ошибка в билете на поезд
Не торопитесь сразу возвращать свой билет и покупать новый (а нового может и не оказаться), стоит проанализировать, какие ошибки в билете допускаются. Входят ли ваши несоответствия в число допустимых?
Какие ошибки допускаются?
В последней редакции Приказа Минтранса России (от 30. 11. 2016) говорится о том, что пассажир вправе сесть на поезд с билетом, информация в котором имеет незначительные расхождения с его паспортными данными, а именно «не более одной буквы в фамилии и не более одной цифры в номере». То есть написание «Сидаров» вместо «Сидоров» - это негрубое искажение. С ошибкой такого типа вы спокойно сядете на поезд.
Также не стоит волноваться, если ошибка сделана в факультативных данных типа даты и места рождения - они не являются обязательными. «Правило допустимых ошибок» распространяется только на маршруты пригородного сообщения и дальнего следования. Если ваш маршрут международный (к примеру, страны СНГ), то билет придется исправлять, потому как правил, предусматривающих возможные ошибки для маршрутов с пересечением границы, на сегодняшний день не существует.
Что делать, если число ошибок превысило число допустимых?
На сегодняшний день нет необходимости сдавать старый билет с ошибкой в кассу вокзала и покупать новый. Данные билета легко можно изменить в специальном терминале. Достаточно просто попросить проводника вашего поезда помочь с заменой документа. Операция не бесплатная - около двухсот рублей. После этого вы сможете получить новый билет.
Ошибка в билете на самолет
С ошибками в авиабилетах, в отличие от железнодорожных, все не так однозначно. С одной стороны, общие правила воздушных перевозок не содержат информации о числе возможных несоответствий в билетах. С другой стороны, авиакомпании имеют право устанавливать свои правила и требования по этому вопросу (Воздушный кодекс РФ, ст. 102).
Какие ошибки допускаются?
Очень распространенная практика авиационных компаний – разрешить не более трех ошибок в билете. Некоторые авиакомпании не строго относятся к несоответствиям, которые не искажают звучания и произношения имени и фамилии пассажира: KLM, Lufthansa, Air France, EasyJet, Аэрофлот и Austrian Airlines.
Также большой ошибкой не считается неправильное указание пола и способа обращения, когда, к примеру, вместо миссис указывается мисс или мистер. Подобные требования предъявляются к билетам пассажиров компанией Ryanair. Аналогичная ситуация и с данными о дате и месте рождения: их правильность - вовсе не обязательное условие.
Что делать, если ошибки не допускаются или их число превысило допустимое значение?
Чаще всего авиакомпаниями не допускаются ошибки в указании рейса и даты отправления. При обнаружении несоответствий именно в этом пункте, необходимо как можно скорее выйти на связь с представителями вашей авиакомпании. Вам могут предложить сделать ремарку (поправку) в билете, и зачастую - это бесплатно. Если вы приобретали билет онлайн, ремарку можно сделать на сайте, через который была осуществлена покупка. Стоимость услуги так же устанавливается индивидуально.
Среди авиакомпаний есть перевозчики с очень строгими правилами, которые не допускают ошибок в билетах. В их числе, к примеру, МАУ и Белавиа. Согласно требованиям первой, пассажир может переоформить свой билет за определенную цену, если ошибка в нем не нарушает особенностей звучания и транслитерации. В Белавии в таком же случае можно только сдать старый авиабилет и купить новый.
Для того, чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется связаться с представителями своей авиакомпании в любом случае, даже если число ошибок в билете не превышает допустимого. Особенно это касается тех пассажиров, чьи маршруты являются международными, так как правильность билета гарантирует отсутствие проблем на таможне.
Не стоит так же забывать, что в случае неразрешимости конфликта всегда можно сослаться на ч. 2 ст. 3 Варшавской конвенции, содержание которой говорит о том, что ошибки в билетах не отменяют действия договора о перевозке. Это значит, что если ваша авиакомпания установит сам факт заключения договора, то ваш перевозчик сделает все возможное, чтобы вы улетели вашим рейсом, даже если в билете были обнаружены существенные ошибки.
Таким образом, ошибки в билетах – это малоприятно, но не так страшно. Запомните, что перед оформлением билета необходимо проверить все данные несколько раз. Если вы покупаете билет на вокзале/в аэропорте, уточняйте правильность информации не отходя от кассы, чтобы случае найденных несоответствий составить акт о том, что ошибка допущена по вине железнодорожной/авиа- компании.
Если вы покупаете билет онлайн и вводите данные вручную, потрудитесь перепроверить все цифры и буквы обязательной информации. Эти простые действия не потребуют много времени, но гарантируют вам избавление от непредвиденной ситуации переоформления билета.
Автор текста: Лилия Васкецова
Фото: kids-in-trips, severpost, istockphoto