Сиэтл

Пастернак на Урале: Всеволодо-Вильва – Пермь

Сегодня приобретают популярность маршруты, связанные с жизнью/деятельностью той или иной известной личности. Если речь идет о писателях, то экскурсионные маршруты могут включать и места, упоминаемые в их творчестве напрямую или опосредованно.

Одним из таких мест становится Пермский край, куда приезжал Б.Пастернак: пространство отдельных населенных пунктов Прикамья послужило прототипом для художественного пространства «Доктора Живаго», а также ранней лирики поэта.

В автобиографическом очерке «Люди и положения» (1957) Пастернак говорит о своих приездах на Каму, в том числе, во Всеволодо-Вильву. В середине 1910-х годов, в период формирования творческой манеры, поэт подолгу любуется уральской природой, о которой пишет родителям в 1916 году: «Дорогая мамочка! Получили ли вы уже мои открытки? Я скоро неделю уж здесь. Тут чудно хорошо. … своеобразные, нехарактерные для России красоты местности, дикость климата, расстояний, пустынности…» и «здесь имеется провинциализм и – больше! - уездовщина, и – больше! - глухая уральская уездовщина не отстоенной густоты и долголетнего настоя». Известная фотография Пастернака на шихане сделана именно в окрестностях Вильвы. Кроме того, в это время молодой поэт организовывает творческое объединение «Сердарда», в которое входят не только начинающие поэты, но и художники, музыканты.  

Сегодня в поселке открыт музей Б.Пастернака, представляющий собой точную копию дома, в котором останавливался поэт. К счастью, сохранились некоторые вещи, принадлежавшие дому, другие экспонаты также относятся к началу XX века. Перед домом – старый кедр, тот самый, что на фотографии из архива, ниже человеческого роста. В библиотеке поселка можно увидеть уникальные фотографии, связанные с пребыванием Пастернака в Вильве.

Справедливости ради стоит отметить, что до Пастернака во Всеволодо-Вильву приезжал Чехов (дом, в котором останавливался писатель, не сохранился). Это обстоятельство повлияло на восприятие пространства Пастернаком, о чем он писал в письме к отцу, обращая внимание на провинциальность уральской жизни: «…многое уже уловлено Чеховым, хотя, надо сказать, нередко со специфической узостью юмориста, обещавшего читателю смешить его. Этот дух не в моем жанре, и литературно вряд ли я мои здешние наблюдения использую. Косвенно конечно, все эти тени и типы в состав моей туманной костюмерной войдут и в ней останутся».

У музея Пастернака в Вильве есть сайт (http://www.dompasternaka.ru/), однако раздел «как добраться» представлен недостаточно полно. Например, стоит добавить, что если добираться по железной дороге, то удобнее всего выйти на станции Копи (Александровск), из которого каждые полчаса уходят автобусы на Всеволодо-Вильву (время в пути около 20 минут).

Как уже было сказано выше, уральские главы «Доктора Живаго», по мнению исследователей, отражают природу именно пермского края. Известный пермский филолог В. Абашев, руководитель фонда «Юрятин», исследуя пермский текст, предполагает, что Пермь – это прототип Юрятина, Кама – реки Рыньвы, а Варыкино располагается недалеко от Вильвы, в районе Иваки. Подобная мифологизация пространства привлекает значительное число туристов и открывает нишу для создания новых маршрутов и проектов.
Пермь и Юрятин, прежде всего, роднит «Дом с фигурами», напротив которого в романе стоит дом Лары. Романные описания и современный облик дома, где сегодня расположилось отделение РАН, обнаруживают значительные сходства. Кроме того, совпадает и ландшафт, и приблизительное расположение вымышленных и реальных пунктов на карте. Также можно обнаружить и длинную лестницу, упоминающуюся в романе, поднявшись на которую, можно увидеть панораму мотовилихинских заводов – одного из важных локусов в романе.

Вероятно, приведенный перечень соответствий остается неоконченным, и заинтересованные туристы сделают еще пару-тройку открытий, если пройдутся по городу и окрестностям с романом в руках.   


Анна Меньщикова



Комментарии (0)