Москва

Храмы, которых нет… (Территории забвения)

Тех храмов, о которых мы хотим вам рассказать, нет на карте современной Перми. Петропавловская церковь села Левшино и Свято-Троицкая церковь-часовня поселка Балмошная (ныне микрорайон Чапаевский) располагались на территории современного Орджоникидзевского района. В богоборческие годы они были разрушены полностью.  

Церковь села Левшино

 
 
В 50-х годах ХХ века село Левшино было затоплено при строительстве Камской ГЭС. Вместе с селом исчезла с лица земли и Петропавловская церковь. 
 
По воспоминаниям старожилов, церковь была очень красивой, высокой, белокаменной. Она возвышалась над устьем реки Чусовой. Звон колоколов созывал на службу как жителей Левшино, так и жителей Банной Горы, Подстрелки, Усть-Чусовой и других населенных пунктов. 
 
Петропавловская церковь была возведена в 1902 году тщанием жителей Левшино и благотворителей. Церковь имела две часовни во имя святого пророка Илии и в честь иконы Божией Матери «Иверская». 
 
Когда к власти пришли большевики, то они стали использовать церковь как гараж, где хранили тракторы и прочую технику, а часовню в честь пророка Илии – как лавку отдела рабочего снабжения. Затем храм разрушили, а потом он уже вместе с селом ушел под воду.
 
 
Примечательно, что при храме работала церковно-приходская школа, в которой обучалось от 90 до 120 детей в год.
 
Что и говорить, а духовные традиции были очень сильны в Левшино. В одном из архивных документов мы читаем: «Отношение прихожан к церкви за малым исключением благоприятное и любовное. Долг святых таинств исповеди и причащения исполняют целыми семействами, особенно в воскресные и праздничные дни. Храм посещают усердно». 
 
 
Последним священником, кто служил в церкви Петра и Павла, был Виктор Диаконов. Когда церковь закрыли, он служил в Вознесенской церкви в селе Красная Слудка. 6 августа 1937 года его арестовали, а 1 октября этого же года в 24 часа он был расстрелян. 
 
Родные отца Виктора ничего не знали о его смерти. Свидетельство о смерти Виктора Васильевича они получили только в 1956 году. Причина и обстоятельства ее объяснялись так: умер в 1943 г. в лагере от кровоизлияния в мозг.
 

Церковь на Соликамском тракте

 
И еще один храм… на станции Балмошная, так ранее назывался микрорайон Чапаевский. Об этой церкви в архивных источниках достаточно мало сведений. Но мы установили, что освящена она была во имя Святой Троицы. Небольшая деревянная церковь-часовня располагалась по Соликамскому тракту на ул. Трактовой (на этом месте сейчас небольшая березовая рощица, прямо за остановкой «Вторчермет».) Построили ее примерно в 1917-1918 годах. 
 
Поселок как раз в это время начал разрастаться. И храм был нужен: до ближайших церквей, которые находились в   Мотовилихе и Левшино, верст 6-7. Вот и решили построить небольшую часовню здесь, на Балмошной. Кто-то из местных жителей отдал для ее возведения припасенный в хозяйстве небольшой деревянный сруб. Люди обустроили свою церковь, благоукрасили.  Неподалеку от храма на угоре было и кладбище. Любопытная деталь: в этом же поселке, на ул. Логовая, в одном из домов (кстати, он сохранился до наших дней) жили общинкой монахини из разоренных в Перми обителей.
 
По воспоминаниям старожилов, в Свято-Троицкую церковь-часовню приезжали даже жители Гайвы, переправляясь через Каму на лодке. Известны и священники, которые служили в ней. Один из них, в прошлом белогорский монах, Иоанникий Лихачев. В 30-е годы ХХ века он был арестован, много лет провел в лагерях.  
 
Другой священник, служивший в этом храме, - Анатолий Шмонин. Вместе с  женой он жил рядом с церковью в доме № 5 по ул. Трактовой. Отец Анатолий был расстрелян за контр-революционную агитацию (как значится в материалах архивного дела) в 1937 году по решению тройки ОГПУ. Жена батюшки, Юлия Михайловна, тоже ничего не знала о судьбе мужа, ждала его возвращения, направляла письма в НКВД с просьбой пересмотреть его дело, но ответа так и не получила. 
 
После ареста священника Свято-Троицкую  церковь закрыли, какое-то время она пустовала, и жители поселка направляли ходатайства в различные инстанции с просьбой вернуть церковь верующим, но увы… Церковь стали использовать под различные хозяйственные нужды, а затем в ней разместился цех по производству чернил. 
 
…В водах реки Чусовой обрела свое упокоение Петропавловская церковь, стерта с лица земли и небольшая церковка, когда-то существовавшая на Соликамском тракте. Но все-таки всему свое время: предавать забвению и вспоминать об утраченном, время разрушать и время восстанавливать.
 
Возвращено  доброе имя Виктору Диаконову, Анатолию Шмонину, как и всем другим безвинно пострадавшим в годы гонений на Церковь… В Орджоникидзевском районе Перми  ныне действуют храмы на Гайве, Кислотных Дачах, в Голованово. 
 
Будут ли когда-то возрождены утраченные святыни?.. Наверно это зависит от каждого из нас, нашей памяти, которая, если ее помножить на действия, способна возвратить из небытия, казалось бы, навсегда исчезнувшее.  
 
Автор текста: Елизавета Спирина  
Фото: my.mail.ru/community/levshino
 
 

Комментарии (0)