Праздник работников Бакинского метрополитена
Описание:
Быть в Баку и не посмотреть метрополитен будет большой ошибкой. Архитектура станций очень красива, оформлена со вкусом и с включением национальных мотивов.
Описывать красоту (вообще) смысла не вижу – лучше один раз увидеть. О вкусах также не спорят. На мой взгляд, тройка самых впечатляющих станций выглядит так: «Низами», «Нариманов», «Гянджлик». Последние две колонные, но не типовые «сороконожки». Типовых в Баку вообще почти нет. «Гянджлик» несколько напоминает московскую «Кропоткинскую», уменьшенную в 1,5 раза. Обидно, что выключена подсветка среднего зала на станции «Нариманов» - станция несколько темновата. Но и в таком состоянии она очень оригинальна.
Ну и наиболее запоминающаяся из бакинских станций – «Низами». Даже если вы не собираетесь пользоваться метрополитеном как транспортом, непременно стоит включить посещение станции «Низами» в свою культурную программу отдельным пунктом – очень красивая мозаика пилонов на темы творчества классика азербайджанской поэзии! На всякий случай добавлю, что за исключением «Ази Асланов», станции метро в Баку построены в период СССР (например, «Низами» открыта в 1979 году). Это к возможному вопросу зажималась или нет азербайджанская культура в советские годы.
Итак, прежде чем попасть в метро, необходимо приобрести в кассе жетон. На конец 2006 года его цена составляет 5 гяпик (азербайджанских копеек), что примерно равно 1,5 российским рублям. Это наверное рекорд по нижней планке стоимости проезда в метрополитенах СНГ (10% от цены проезда в Москве).
В каждом составе по пять вагонов. Интересная особенность бакинцев – стоять спиной у дверей со стороны платформы. Даже если в вагоне есть свободное место, кто-нибудь да прислонится спиной к едва закрывшимся дверями.
Считается, что в Баку две линии («красная» и «зеленая»), однако схема движения предусматривает, что с одной станции можно уехать в три-четыре направления. Поэтому обращайте внимание на световые табло по концам платформы, загорающиеся с указанием направления ближайшего поезда. Обособленное движение организовано лишь на челночном участке «Джафар Джаббарлы» - «Хатаи» (там ходит лишь один состав в режиме «челнока»).
Еще одна из интересных особенностей метрополитена – появление туалетов прямо на станциях. Да-да, столь необычно для нас – прямо в торце станции дверь, над ней вывеска «Туалет». Правда, такие заведения есть не на всех станциях, но по крайней мере на нескольких станциях в центре они есть («Бакы Совети», «Сахил»).