Рождество Христово
Описание:
Рождество Христово в Черногории (так называемый Божич) - праздник родителей и детей. Он весь проникнут заботой о сохранности семейного очага и благополучии дома. Не случайно цикл рождественских праздников длится, вместе с подготовкой к нему, больше месяца. Начинается он в день святого Николая Мирликийского 19 декабря, а заканчивается - 27 января, в день святого Савы (русские празднуют память Архиепископа Саввы Сербского на два дня раньше, 25 января).
За два дня до Рождества, 5 января, закалывают поросенка или барашка, а в некоторых местах - индейку или гуся. В этот день нельзя наказывать детей - есть поверье, что в противном случае они будут плохо себя вести в течение всего последующего года. Называется этот день «Туциндан».
Рождественский сочельник, 6 января, называется в этих землях «Бадни дан».
В этот день до восхода солнца глава семьи и его старший сын выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка - «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда.
В ночь перед Рождеством домочадцы молятся, поют тропарь «Рождество Твое», поздравляют друг друга с сочельником и садятся за стол. Ужин должен быть постным.
В рождественское утро все члены семьи встают рано, умываются ледяной водой (воду для умывания в этот день берут порой из-подо льда) и готовятся к первому обряду. Каждый мужчина дома выходит наружу и берет по две ветки от бадняка, затем входит в дом и поздравляет хозяйку с Рождеством: «Дай же, Боже, здоровья и радости в доме, пусть рождаются здоровые дети, пусть родится пшеница и виноград, прибавляется имущество и умножается скот!»
На рассвете звонят колокола храмов, люди надевают праздничную одежду и идут в церковь на Рождественскую литургию. После службы в дом берется просфора. Все приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», а в ответ слышат: «Воистину родился!» Это приветствие соблюдается вплоть до праздника Богоявления (19 января).
Вернувшись из церкви, семья усаживается на солому (или садится за стол), выпивает ракии - горячего сливового или фруктового самогона, закусывая сухими фруктами и грецкими орехами и ожидая прихода «положайника» - уважаемого всеми членами семьи человека, который на Рождество и в течение всего года будет приносить в дом удачу. Войдя в дом, положайник берет ветку от бадняка и водит ею по очагу или в печке, стараясь поднять в воздух как можно больше искр, повторяя: «Сколько искр - столько счастья, сколько искр - столько денег, сколько искр - столько поросят и барашков, а больше всего здоровья и радости, аминь, Боже, дай!» Положайник символизирует волхвов, которые, следуя за звездой на востоке, пришли поклониться новорожденному Христу. Хозяйка посыпает гостя пшеницей и одаривает подарками.
Все члены семьи в ожидании рождественского обеда угощаются горячей ракией и сухими фруктами. Затем хозяин выносит на стол печеницу. Печеница должна принести в дом здоровье и благополучие. Из блюд к столу подаются квашеная капуста, тушенная с копченым свиным мясом, пирог с каймаком (это очень вкусные сливки или сметана, створоженные, как сыр, каймак делают только в странах бывшей Югославии), «пребранац» - вареная фасоль с растительным маслом и луком и т. д.
Кульминация празднования Рождества - преломление «погачи» - домашнего рождественского плоского пирога из пресного теста. Хозяйка утром замешивает тесто для пирога и кладет в него золотую или серебряную монетку. После того, как пирог готов, хозяйка ставит его на стол, на котором будет накрыт рождественский обед. Хозяин отрезает левую часть печеницы, достает из нее сердце и раздает его по кусочкам всем членам семьи, которые сразу его поедают. Перед началом обеда хозяин дома зажигает свечу, которая стоит на столе, или кадило и обносит ими иконы и всех присутствующих, а ребятишки обносят кадило по всему дому. Затем все поют праздничный тропарь или «Отче наш».
После приходит время разламывать погачу. Ее сначала вертят по кругу, затем делают надрез в виде креста и в полученный разрез наливают вино, только после этого она разламывается. После разламывания погачи все поздравляют друг друга с праздником. Каждый получает по куску пирога, и тот, в чьем куске оказалась монетка, будет, как считается, счастлив целый год.
В городах, где нет открытых очагов, печей и бадняка, на рынках и на улицах продаются перед праздником небольшие «букеты» из дубовых веток, обвязанные пучком соломы. Накануне Рождества эта связка вместе с вертелом вносится в дом и ставится под иконой святого - покровителя семьи, у восточной стены дома или квартиры. Зажигается свечка и лампада, что является символом огня и очага. Затем дом обносится кадилом с тамьяном, произносятся молитвы, весь вечер сопровождается духовной музыкой. На третий день праздника вечером из дома выносится солома, которую развевают затем над полями и лугами. Так заканчивается праздник Рождества.
После Рождества все чувствуют благодать, полны любви и доброты. Рождество Христово - во многом детский праздник, так как в этот день, говоря словами сербского протодиакона Любомира Ранковича, родилось «самое прекрасное и святое дитя в истории человечества». Праздники продолжаются и далее: в день Св. Богоявления (19 января), в день Св. Иоанна Предтечи (20 января) и Св. Саввы Сербского (27 января).
Великий сербский поэт, светский и духовный владыка Черногории Петар Негош по праву писал: «Нема дана без очного вида, нити праве Славе без Божића» - «Дневной свет не существует, если его не увидеть зрением, так и никакой праздник не сравнится с Рождеством».