Католическое Рождество
Описание:
Какими бы ни было вероисповедание, никто не остается равнодушным к этому празднику. Особенно он важен для детей, которые находят свои подарки у наряженной, сверкающей огоньками елки. Первоначально основанное на цикле зимнего солнцестояния, продолжающегося 12 дней, празднование Рождества в современной Франции растягивается на целый месяц. Начинаясь 6 декабря, в день святого Николая, оно подходит к концу только 6 января - в день Короля (или день Эпифании). Этот период является самым радостным и приятным в году как для взрослых, так и для детей. Иностранцы, посещающие Францию в этот период, видят самое сокровенное, самое настоящее из жизни французов. Царит атмосфера праздника, тепла и добра, а также искреннего гостеприимства.
Торговые улицы ярко иллюминированы огромными снежинками из лампочек, сияющими огнями праздничные елки в огромных количествах стоят не только в квартирах и на улицах, но и в подъездах домов, толпы народа лихорадочно хватают все, что сгодится в подарок, особенно детям. По старому обычаю они выставляют свои башмачки к очагу, чтобы Дед Мороз (Per Noel) положил им ночью награду за хорошее поведение.
Рождественский ужин «ревейлон» (reveillion) под украшенной елкой - дело сугубо интимное, семейное, с освященным традицией меню, где непременно должно фигурировать семь блюд: суп с шалфеем и чесноком, шпинат или треска, зеленые и черные маслины, жареная рыба, цветная капуста, сельдерей в анчоусном масле, улитки, традиционный деликатес - гусиная печенка... Перед грядущими праздниками заранее откармливают гусей и индюшек, режут свиней, заготавливают колбасы. Обязателен процесс обмена открытками с пожеланиями веселого Рождества и счастья в Новом году.
Особая традиция французов - подготовка рождественского полена. Это делалось для того, чтобы повысить и улучшить качество урожая. Для полена выбиралось то дерево, плоды которого были предпочтительнее. Считалось, что спиливаемый ствол дерева обладает магическими свойствами и может воздействовать на урожай. Дуб и бук, например, употребляли главным образом для того, чтобы заручиться урожаем их плодов, которые до конца средних веков составляли крестьянскую пищу, а затем - для скота. В некоторых провинциях принято прятать в рождественское полено подарки для детей, особенно сласти и фрукты.
За несколько дней до Рождества во всех соборах начинаются вечерние концертные программы. Главная рождественская служба проходит в Notre Dame de Paris. На Елисейских полях происходит массовое гулянье. Там светло как днем от множества разноцветных лампочек, развешанных на деревьях.
Ель - символ Рождества во Франции.
Ель - дерево, одинаково красивое независимо от периодов солнцестояния, издавна была предметом культа. Являясь символом вечной жизни, ель была неотъемлемым элементом украшений в течение Сатурналий. Однако во Франции использовать это дерево при праздновании Рождества стали позднее. Эта традиция пришла во Францию из Германии, сначала распространившись в Эльзасе, предположительно в 16 веке, а затем в Лотарингии. В другие французские регионы рождественская елка пришла вместе с жителями вышеупомянутых регионов, бежавших после немецкой аннексии 1871 года. С тех пор это увлечение не угасает. На сегодняшний день рождественские елки - это целая индустрия. Ежегодно сажают миллионы деревьев, чтобы ответить на возрастающий спрос.
Произошло настоящее воскрешение древнего культа дерева: ель наряжают, украшают гирляндами огней и стеклянными шарами. Невозможно представить ни французский дом без рождественской елки, ни город, где бы не установили праздничное дерево на центральной площади.
Когда-то ель украшали только фруктами, чаще всего яблоками. В 1858 году случился очень плохой урожай яблок. Тогда стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки. Вот откуда появилась традиция елочных украшений.
Неотъемлемая традиция празднования рождества - это «рождественские ясли» (вертеп), которые изображают сцену рождения Христа. Устанавливают их в церквях и в частных домах. В Марселе, в Экс-ан-Провансе, Обане многие мастера изготавливают и расписывают вручную фигурки святых (сантоны). Традиция эта - общеевропейская. Согласно легенде, основателем ее был святой Франциск Ассизский (Saint Francois d"Assise). Ясли, созданные в Праге в 1562 году, известны как первые в мире. Что касается Франции, то первые ясли, окруженные двадцатью деревянными позолоченными статуями, до сих пор можно увидеть в церкви Шаурса (Chaource), в департаменте Об (Aube).
Долгое время рождественские ясли устанавливали только в церквях, пока аристократические семьи не стали устанавливать их в своих домах, а затем и богатые буржуа переняли этот обычай. В 19 веке целыми сериями стали выпускать миниатюрные фигурки святых. Иметь их в доме становилось все более и более популярно, а сегодня такую фигурку можно найти практически в каждой семье, их приобретают не обязательно в связи с религией.
Сцена яслей такова: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы, теснится простой люд в костюмах 19 века. В этой постановке персонажи из народа играют важную роль, особенно в Провансе, где изображают восторженных рыбака, продавщицу рыбы, женщину с глиняным кувшином, пряху с веретеном, глашатая с барабаном…
В течение месяца, предшествующего Рождеству, проходят многочисленные ярмарки, где продают фигурки святых. Такие ярмарки устраивают в регионе Прованс-Альп-Лазурный Берег, например, в городе Марселе с 1803 года, в Арле, в Экс-ан-Провансе, в Обане, в Шамтерсье, Систероне, Карпантра, в Драгиняне, в Муанс-Сарту, а также в регионе Лангдок-Русильон, в городе Гароне недалеко от Нима или в Вандаргюре.