До и после катастрофы
Описание:
Живописный винодельческий регион на краю Айфельских гор, где в глубоком ущелье, между отвесными скалами и солнечными виноградными склонами извивается быстрая мелководная речка, называется Арской долиной.
Реку Ар и дорогу, что идёт вдоль нее, повторяя все изгибы и повороты, через изумительные фахверковые деревушки и городки, называют еще Дорогой Красного вина (Rotweinstrasse).
Ровно полгода назад, в середине июля многочисленные туристы укрылись от сильного дождя и ветра в отелях, и наблюдая из окон ресторанов за ливнем, не могли и представить, что предстоящая ночь разделит время в долине реки Ар на «до и после». Не знали об этом и местные жители.
Сообщения о надвигающемся наводнении стали поступать слишком поздно и всерьёз их никто не воспринял.
Но после девяти часов вечера мелкая река, которую почти везде можно было бы перейти вброд если бы не быстрое и холодное течение, превратилась в монстра.
Практически на глазах ее уровень поднялся на 6 метров, притом, что обычно он находится намного ниже одного метра!
Сначала волны на большой скорости хлынули на дорогу, унося с собой машины, как легкие щепки, ломая каменные мосты, выворачивая деревья. Потом затопило подвалы, первые этажи домов, кое-где и до самой крыши.
Эти мутные потоки несли с собой камни, машины, оторванные балконы, деревья, мебель, животных и людей.
Многие всю ночь провели под дождем на крышах своих домов, пока пришла помощь.
Больше 130 человек погибло в ночь с 14 на 15 июля 2021 года в этом регионе.
Тысячи людей остались без крыши над головой, 19 из 68 мостов были разрушены полностью, другие — частично.
Жители Арской долины наводнение видят не впервые, но такого, как в этот раз здесь ещё не было. Теперь его называют наводнением столетия.
Правый приток Рейна, река Ар берёт своё начало в Айфельских горах, у подножия древнего замка Бланкенхайм, прямо в подвале фахверкового дома.
Небольшая речка никогда не была судоходна и её можно, ничуть не оскорбив, назвать ручьём. Протяженность Ара чуть больше 80-ти километров. Начиная от деревни Альтенар и почти до самого Рейна со времён Римлян она известна, как винодельческий регион. На всех шестистах гектарах здесь выращивают лозу и создают красное вино.
Арские горы вокруг являются природным заповедником.
Сюда уже 20 лет мы приезжаем отдохнуть, насладиться красотой природы, сказочными пейзажами и, конечно, прикупить качественного вина прямо на винодельне. Сначала приезжали сами, потом с туристами. Всего сто километров от Дюссельдорфа, а удовольствий — целая россыпь.
Это и петляющая вдоль реки и отвесных скал дорога, и крепости и развалины замков на вершинах, и живописные виноградники на крутых солнечных склонах, и дегустация хороших вин на старинных винодельнях, тишина и воздух, идиллия, высокие смотровые площадки с потрясающими видами, маленькие уютные ресторанчики прямо над рекой.
Здесь, в самом старом винодельческом товариществе, в разгар сезона проходили одна за другой пробы вин, в которых я столько раз принимала участие в качестве наблюдателя, так как надо было не только продолжать экскурсию на трезвую голову, но и везти потом людей обратно. Потом шла бойкая торговля и погрузка коробок с бутылками.
После этого обычно предстоял подъем на гору к развалинам древней крепости Аре, откуда открывались потрясающие виды.
Почти ничего не осталось здесь таким, как было раньше.
Развалины крепости и жилой замок Кройцберг на соседней горе, конечно, не пострадали. Они в очередной раз наблюдали за происходящей внизу катастрофой сверху.
В Альтенаре, где проживает 10 тысяч жителей высота воды достигла самой высокой отметки в долине реки — 9 метров.
Несмотря на это, церковь, ратуша и дома на высокорасположенных улицах стоят, как и прежде, целы и невредимы. Всё, что внизу, было затоплено.
Сразу после наводнения очень много добровольцев поехали бесплатно помогать расчищать, убирать завалы, готовить еду. Сюда, местным жителям, потерявшим в одну ночь всё, что имели, повезли стиральные машины, холодильники, велосипеды и даже автомобили.
Ещё недавно попасть сюда было невозможно. Пропускали только строительно-дорожную технику, рабочих и волонтеров, которых доставляли сюда специальным транспортом. Им выдавались сапоги и лопаты, организовывали туалеты и питание. Всех остальных, включая любопытных и фотографов сюда не пускали.
Прошло полгода, очень многое расчищено, мусор и обломки убраны, кое-где можно проехать, кое-где пройти.
Было солнечное воскресенье, и так хотелось приехать и увидеть всё таким, как прежде, будто ничего и не было… Не вышло.
Река, как ни в чем не бывало шумит в своём, почти не изменённом русле, а все остальное — как после битвы.
Старые маленькие вокзалы в основном уцелели, но поезда больше не ходят, от железной дороги не осталось и следа.
Отели, кафе и рестораны, что уцелели стоят заколоченными, пустыми или просто брошенными.
Я заглянула в окна без стёкол, там гуляет ветер и печаль.
Поехали в Майшос. Там, в одном из уцелевших ресторанов работает бесплатная столовая для местных жителей.
Я знаю, что в интернете был брошен клич не только привезти в подарок пострадавшим жителям автомобили, на что откликнулась вся страна, но и поддержать виноделов в трудное время, покупать и заказывать на дом «спасённое вино».
Грязные бутылки с вином, с частично стертыми этикетками, которые во всех этих передрягах не разбились, не уплыли и не пропали, можно купить и сейчас.
Так поддержать людей очень нетрудно и даже приятно, тем более, что и цены почти не изменились.
Желтый дом у дороги — небольшой ресторанчик при отеле, в котором мне так нравилось всегда сидеть у окна. Оно находилось прямо над самой рекой, и казалось — ты плывешь на пароходе.
Теперь заколочен. Хозяйка сказала, что его будут сносить, как и здание напротив.
Прикупив вина и порадовавшись, что кроме нас здесь оказалось много покупателей, мы поехали в самый большой туристический городок на реке Ар — Арвайлер. Старинный город, с полностью сохранившейся крепостной стеной и всеми четырьмя крепостными воротами, всегда полный туристов, теперь пустует.
В нём в ту злополучную ночь улицы тоже превратились в бурные грязные реки, затопившие все первые этажи.
Теперь всё вычищено и вымыто, но ничего не работает, во всех домах первые этажи заколочены или стоят на просушке.
На главной площади возле церкви жарят и раздают бесплатно вафли, наливают горячий чай всем желающим.
Мы поехали обратно, остановились по дороге на горе, высоко над виноградниками.
Отсюда была видна деревня внизу, ровные ряды виноградников, мирно петляющая река, дорога и церковь.
Всё идеально, если смотреть издалека.