Энигмы Пласа де ла Мерсед
Описание:
Намомент сдачи города мусульманами в августе 1487-го года, местность, на которой сейчас располагается Пласа де ла Мерсед, была самым обыкновенным пустырем.
Через этот пустырь проходила дорога на Гранаду, выходящая из города от ворот Гранады — там, где в наши дни, на площадь выходит улица Гранады. Возможно, этот пустырь жители мусульманской Малаги использовали как место для общих молитв ( например, в засушливые годы все жители города выходили молиться вместе о наступлении дождей).
Застройка этой площади началась в начале 18-го века, с восхождением на престол первого из испанских Бурбонов — Фелипе Пятого. Тогда на пустырь вынесли рыночную площадь. Население города стало стремительно расти и рынку стало тесно на зажатых площадях города. В 17-м веке с трех сторон этой площади (с четвертой все еще была городская стена) построили три монастыря. К 18-му веку эти монастыри изрядно обезлюдели и их начали расселять и сносить монастырские строения. А монастыри занимали немалую территорию. Ведь кроме жилых корпусов, при них были сады и огороды, возделываемые монахами для собственного пропитания.
Так, до наших дней, до 20-го века, дошла только церковь монастыря Ла Мерсед (сам монастырь снесли ранее). Эту церковь, как и другие малагские церкви, сожгли 12 мая 1931-го года анархисты. Обгорелый остов простоял до 1936-го года, после чего его снесли. Сейчас на этом месте стоит муниципальный рынок. Площадь ла Мерсед не всегда носила это название. В разные времена, она носила имя в честь двух генералов — борцов за либерально -демократические ценности: генерала Рафаэля Рьего Нуньес — Пласа де Рьего, и генерала Хосе Марии Торрихос и Уриарте — Пласа де Торрихос.
Но самое интересное, что можно сказать об этой площади — впереди!
Есть мнение некоторых ученых, что во времена римского города Малака, на этом месте находился большой амфитеатр.
Скажу сразу: нет ни одной археологической находки, которая подтверждала бы этот тезис. Более того: нет ни одного упоминания о таком значимом общественном сооружении в римских городских анналах того времени. Это странно. Обычно, сохранялись не только отчеты квесторов о затратах, выделенных из государственного бюджета на такое строительство, но и мемориальные таблички о том, что вновь избранные курией магистраты (куриалы) благодарят горожан за оказанное им доверие и спонсируют бесплатные зрелища, проводимые на такого рода площадках. Такие таблички обычно крепились на пьедесталах и колоннах общественных сооружений.
Однако, есть косвенные свидетельства о существовании амфитеатра ( или сооружения, похожего на него по строению). Первое из них относится еще к 18-му веку и принадлежит перу известного историка и священнослужителя Кристобаля Медина Конде ( Cristóbal Medina Conde) , который в своем научном четырехтомном труде (Conversaciones Históricas Malagueñas) уверяет, что под Госпиталем Святой Аны (он стоял там, где сейчас находится заброшенные кинотеатры Астория и Виктория) и под монастырем Convento de las Monjas de la Paz (северная сторона площади ла Мерсед), были найдены фрагменты сводов, скамей сферической формы и др.
Вот здесь приведен текст этого историка: "En cuanto a anfiteatro me parece que lo hubo, según los vestigios que se descubrieron al abrir las zanjas del Hospital de Santa Ana, y del Convento de las Monjas de la Paz, que está inmediato. En ellas se descubrieron fragmentos de edificios con bóvedas, y sobre ellas pedazos de gradas en forma circular, esto junto con lo espacioso de aquel sitio, que era un suburbio del pueblo, da algún fundamento para conjeturar haber estado en aquel lugar el anfiteatro, o edificio semejante como el gimnasio donde luchaban desnudos los gladiadores".
Еще один выдающийся историк — Франциско Жульен Роблес ( Francisco Guillén Robles ), хотя обычно и являлся научным оппонентом Медина Конде, но в этом случае соглашается с ним в своей книге Málaga Musulmana, изданной в 1880-м году, где говорит о том, что во времена мусульман, Ворота Гранады назывались Bib Almalab , что можно перевести как, Ворота Театра. А это значит что, хотя и в виде руин, сооружение дошло до 8-го века НЭ.
То, что историки упоминают развалины с боведами (сводами) и галереями, говорит о том, что сооружение, о котором идет речь, было значительных размеров и имело общественное значение. Даже Римский Театр Малаги не располагал такими архитектоническими деталями в своей конструкции. Как же могло быть вписано такое сооружение в ту местность, которую в наши дни занимает Пласа де ла Мерсед?
С одной стороны, есть удобный для создания зрительного сектора - кавеи — склон. Это склон холма Серро де Алькасаба. Но с другой стороны, в древности, по этой местности проходили русла нескольких ручьев, спускавшихся к городу с северных предгорий, о чем свидетельствуют найденные под площадью старинные аркадные сооружения водоотводов 19-го века.
Удобно ли было в таком месте строить большое общественное сооружение? Вот такими вопросами задается Алехандро Перес-Малумбрес ( Alejandro Pérez-Malumbres ) - официальный гид из отдела Археологии мэрии Малаги. Он подчеркивает, что открытые пространства — такие, как площади, имеют обыкновение пребывать неизменными в своей основной конфигурации от века к веку. А площадь сейчас имеет прямоугольную форму.
Дискуссия имеет пока чисто умозрительное значение т.к до недавнего времени не предполагалось проведения каких-либо серьезных изыскательных работ под Площадью Ла Мерсед. Это дорого и сложно. При последней перепланировке площади производились работы, в ходе которых требовалось рытье котлована. Были найдены останки сооружений 10-11 века на глубине 11,36 метров над уровнем моря. А также были работы по рытью котлована в северо-восточной части площади, там, где на площадь выходит улица San Juan de Letrán. Там были обнаружены чаны ( пилеты) римской фактории 3-4-го века НЭ. Возле дома номер 7, по улице Виктория, также были обнаружены такие же чаны (для засолки рыбы и производства соуса Гарум).
Какие же выводы можно сделать из вышесказанного?
Некоторые исследователи выдвигают версию, что, возможно, речь идет не об амфитеатре, а об аподитериуме или палестре — месте, где атлеты занимались борьбой и физическими упражнениями на свежем воздухе. Это, не столь массивное сооружение, также имело зрительский сектор, но не столь масштабный, как амфитеатр.
Если это так, то будущие раскопки могут позволить найти уникальное в своем роде сооружение, дошедшее до наших дней. Такая палестра сохранилась разве что в развалинах римского города Singilia Barba под Антекерой. А раскопки там решено проводить.
Раньше, чем определится судьба старых заброшенных кинотеатров, под их полами начнутся археологические бурения.
В научных кругах сейчас идет дискуссия о том, на какой глубине могут залегать строения римского периода города Малага. Многие опасаются, что власти примут решение о бурении на глубину пяти метров, а это, по их мнению, недостаточно, чтобы достичь нужного культурного слоя. А мы с вами будем ждать новостей от ученых. О находке амфитеатра или … палестры.