Ночь святого Ханса
Описание:
Первая половина двадцатых чисел июня - время особенное. Это пора самых длинных дней и самых коротких ночей. Деревья и травы цветут как никогда пышно. Птицы озаряют лес бодрыми голосами. Кое-где уже появляются первые лесные ягоды. Дойдя до высшей точки, солнце начинает катиться вниз, к зиме.
К этому таинству приурочен главный праздник, дошедший до нас из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. В Норвегии праздник также назван в честь Иоанна Крестителя, и потому зовется «Иванова ночь» - Jonsok.
Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. В Вестланне ее называют kall или kjerring. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего, - один из самых торжественных моментов праздника.
На протяжении столетий в Скандинавии на Иванову ночь принято было сжигать на костре старые лодки. Этот обряд также очень древний и посвящен богу весны Бальдру, убитому рукой коварного Локи и сожженному в своем корабле Рингхорне. В эпоху викингов такой погребальный костер был частым явлением, тем более, если дружинники и родня провожали в Вальхаллу знатного воина или вождя.
Впрочем, не везде в Норвегии принято было жечь костры на Иванову ночь. В тех районах, где наблюдается «полночное солнце» (Midnattssol), такой костер в принципе не нужен: сам по себе солнечный свет отпугивает нечистую силу. На сетерах - высокогорных пастбищах - доярки жгут факела или небольшие костры у хлева, чтобы обезопасить скот от диких зверей.
К летнему солнцевороту был приурочен обряд «пробуждения поля». Он совершался женщинами, иногда в одиночку, а иногда с детьми. Расхаживая по полю, крестьянки махали венками, сплетёнными из цветов и стебельков, и пели:
Vekk opp, vekk opp, både åker og eng!
A no har du sove so lengje i seng.
A no har det vori både snjov og regn.
A no e Jonsoknotto kommo!
Проснитесь, проснитесь, поля и луга!
Так долго вы спали в кроватке,
Под дождем и под снегом,
А теперь пришла Иванова ночь!
Такой обряд, как правило, совершался вечером перед праздником, а его проведение вменялось в обязанность хозяйке дома. В эпоху христианства обряд совпал с крестным ходом, когда священник в сопровождении крестьян обходил поля, благословляя грядущий урожай.
Разумеется, в наши дни многие из названных обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив, и до сих пор воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.