Драматический театр им. М.Ю. Лермонтова
Хакасия, г.Абакан, ул.Щетинкина, 12.
О компании:
Услуги Государственное учреждение культуры Республики Хакасия «Русский республиканский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова» Русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова – носитель традиций российской и мировой театральной культуры, осмысливающий классическое наследие в свете духовных запросов обновляющегося российского общества, способствующий сохранению и развитию драматической культуры Республики Хакасия и Российской Федерации. Для любого театра в его истории наиболее важными являются имена – имена актеров, режиссеров, мастеров – художников, композиторов, резчиков, конструкторов… именно они делают театр, именно их устремления, чаяния, надежды, именно их творчество и создают то, что мы позже называем историей театра… История русского республиканского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова в г. Абакане началась официально в мае 1939 года с утверждения директором областного драматического театра Русской драмы Николая Степановича Позднякова и передачи в распоряжение создаваемого театра театральной части Дома культуры. Приказ о создании областного Русского драматического театра от 10 июня 1939 года стал первым в его истории. Первым же художественным руководителем театра был назначен Михаил Андреевич Борзунов. По архивным данным, основной костяк актерской труппы и постановочного коллектива составили работники Воткинского драматического театра. В течение времени становления труппа была доукомплектована выпускниками Ленинградского центрального театрального училища и актерами из разных театров страны (из Ферганы, Кизляра, Красноярска). По сведениям, помещенным в книге собирателей театральной истории В.Ф. Шлыка и Л.Ф. Шлык «Судьба и загадка русского театра в Хакасии», это были: «актеры, прибывшие из Воткинска: Надин Е.Ф., Вольский С.П., Колесникова А.И., Садовникова Л.А., Рубинштейн (Рубинова) В.И., Воевода А.С., Кедрин Г.Н., Державин Л.С., Клейменов П.И., Рас¬сохин М.А., Агнаева Е.Б. Из Ферганы приехали: Петрухин И.Т., Валевский В.П., Го¬ловина Д.И., Ногайцев Ф.Е., Африна Д.С. перешла из Националь¬ного театра, а М.Н. Вельский перешел из абаканского театра миниатюр. Зуйкова М.Е и Зуйков Д.С. приехали из Красноярского железнодорожного театра. Из Кизляра прибыла Надина А.И., Смольская В.Н., Вереща¬гина Л.А., Сартакова А.А., Никольская М.М., Мечков А.М., Алексе¬ев П.Ф., Степанов К.В. , Вьюшков А.О. – это актеры. Евгений Федорович Надин – режиссер. Зачислен в штат театра гл. художник Сергей Иванович Казановский и художник Петр Сидорович Петров, машинист сцены Г.Г. Беренгарден, стар¬ший осветитель А.А. Харалдин (он же и заведующий освети-тельным цехом), А. К. Неронов – инспектор сцены. Зачислен на должность актера-режиссера И.П. Петрухин. Прибыла большая груп¬па из 11 человек выпускников Ленинградского театрального учи¬лища: Казановский С.И., Мартыш А.С, Захаров А.Н., Смольская В.Н., Тарасова М.С., Сорокин Б.К., Петрова Н.С., Пищик М.А., Балицкий А.А.». Открытие первого театрального сезона состоялось 10 октября 1939 года спектаклем «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского. И состоялось оно очень успешно. С первых же шагов областной театр Русской драмы завоевал своего зрителя, своих поклонников, и с этого же момента в театре не прекращается напряженная, но очень интересна творческая жизнь. Театр с момента своего основания стал гастролировать по Хакасской автономной области, а также в город Минусинск (в настоящее время – Красноярского края). Во время становления театра были поставлены многие спектакли как классической отечественной и зарубежной драматургии, так и современной, отражающей специфику советского времени. Это были «Слава» и «Павел Греков», «Мария Тюдор» и «Сады цветут», «Сынишка» и «Женитьба Белугина», «Любовь Яровая» «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Человек с ружьем» и «Поздняя любовь»… Изначально репертуар театра Русской драмы оказался очень насыщенным, что станет его визитной карточкой на многие десятилетия вперед. Этому способствовал сам дух актерской труппы начального периода, который потом также станет традиционным, бережно хранимым в русском театре: труппа была стабильная, ее обновления проходили время от времени, актеры отличались собранностью, ответственностью, трепетным отношением к своей профессии. В сороковые годы в труппу приходят Рахманов С.Б. – главный режиссер театра, режиссер, художник и актер Анатолий Васильевич Шварцман, актриса и режиссер Надежда Николаевна Долина, актер и режиссер Глеб Александрович Немирович-Данченко, художник и актер Федор Федорович Версальский, актеры З.А. Дмитриева, Б.И. Шипилов, А.А. Важенин, С.М. Важенина и другие. Из Красноярского театра им. А.С. Пушкина в наш театр приходят знаменитый композитор А.А. Кенель, будущий директор Н.П. Катинский, М.Г. Карон, актриса и режиссер… В 1941 году, перед самой войной, репертуар театра состоит из нескольких спектаклей по пьесам А.Н. Островского («Светит да не греет», «Не все коту масленица» и др.), пьесе Фулда «Дурак», пьесе братьев Тур «Неравный брак», водевилей и скетчей, сдается премьерный спектакль по роману Этель Лилиан Войнич «Овод», который закрывает зимний сезон… Но начинается Великая Отечественная война, и актерская труппа обескровливается, многие спектакли лишаются ведущих актеров, режиссеров, художников… Однако, несмотря на это, театр не прекращает своей работы, в труппу приходят очень молодые ребята из 16 существующих в то время драматических кружков, бойцы, находящиеся на лечении в военных госпиталях г. Абакана. Это постоянное обновление не снизило общего уровня театральных постановок. Именно в 1941 году, 26 июля, была представлена премьера спектакля «Два брата» М.Ю. Лермонтова. С этого момента театр Русской драмы стал носить имя великого русского поэта: в дальнейшем на нашей сцене были поставлены «Маскарад», «Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек». Стоит отметить, что «Люди и страсти» - единственная постановка в Советском Союзе. В 1941 году театр пережил также один из очень неприятных моментов: 27 июля был издан приказ о ликвидации театра, но затем, 1 сентября, другим приказом «организуется областной театр Русской драмы на правах хозрасчетного коллектива», директором был назначен С.Б. Рахманов. Все военные и послевоенные годы театр развивался, испытывая неизбежные трудности и в финансово-материальном, и в творческом планах, постоянно находясь в поисках: пополнение труппы, талантливые режиссеры, художники, композиторы, руководители… В 1951 году в нашем театре началась эпоха Николая Кучева и Надежды Богатовой. Н.Л. Кучев начал работу с весны 1951 года. Народный артист России, знаменитый во всей Хакасской области и в дальнейшем Республике Хакасия, почитался и славился как великолепный мастер сцены. По его мнению, ему посчастливилось работать с А.Ф. Нуссом, талантливым руководителем, при котором театр развивался и в художественном, и в материальном отношении. Благодаря оценке Н.Л. Кучева, мы можем отметить многих режиссеров, работавших на его памяти: М.И. Догмарова, М.В. Шнейдермана, Л.Я. Векслера, С.Т. Медведского, Константина Петрова. Всех режиссеров Н.Л. Кучев связывал с постановкой тех или иных спектаклей. Так, Константин Петров поставил спектакли «Иван Грозный», «Укрощение строптивой», «Третья Патетическая», «Москва. Кремль». Режиссером Н.И. Хомяковым в начале 80-х годов были представлены постановки «Милый друг», «Эшелон», «Рядовые», «Таежная легенда», «Зинуля», «Моя дорогая Памела» и другие. Режиссер В.И. Ивандаев был, по мнению Н.Л. Кучева, «удивительно тонким», «нежным» режиссером. Его спектакли – «Сослуживцы», «Полнолуние». Н.Л. Кучев играл центральные роли, в частности, это были спектакли «Вожак» (режиссер А. Тугужеков), «Снеги пали», «Хребты Саянские» (режиссер Э. Кокова)… Н.Г. Богатовой сыграны за 50 лет на нашей сцене более сотни ролей, созданы незабываемые образы героинь, причем, в большей степени поклонникам нашего театра запомнились именно героини классических пьес: Аркадиной в «Чайке», Элен в «Женитьбе Белугина», Анисьи во «Власти тьмы», Марии Тюдор в одноименной пьесе, Лебедкиной в «Поздней любви»… В центральных ролях Н.Л. Кучев и Н.Г. Богатова (супруги, сохранившие свою любовь и верность до конца) сыграли во многих спектаклях, например, «Последняя просьба». Целая галерея разных и таких непохожих ролей – и безоговорочное служение истории театра: собирательство театральных реликвий, афиш, программок, статей, заметок, фотографий, подарков, презентов – небольшой перечень деятельности Н.Г. Богатовой, которой на момент написания этой статьи она отдает все свои силы. Надежда Георгиевна и Николай Лаврентьевич стали свидетелями объединения двух театров в 1954 году – театра Русской драмы и Хакасского национального ввиду сложной экономической ситуации. Русская труппа ставила свои спектакли, хакасская – свои, но при этом были и объединенные, такие, как «Порт-Артур», «Ермак». Не только актеры обменивались своим талантом, но и режиссеры были востребованы в обоих театрах: Н.Н. Долина и А.В. Шварцман ставили свои спектакли и с хакасской труппой. В это время отзывы критиков содержали весьма лестные характеристики творческой работы объединенной труппы, отмечая действительный, не надуманный интернациональный характер театра. С конца пятидесятых по восьмидесятые годы театр, как и многие в Советском Союзе, развивался поступательно, со своими победами и промахами. И так же, как и многие театры, с середины восьмидесятых годов переживает сложные, иногда невозможные, иногда оптимистические времена. Очень многое из произошедшего с театром, его коллективом, репертуаром изложено в книге актера, отдавшего очень много лет Русской драме, Виктора Федоровича Шлыка и его жены, Л.Ф. Шлык, «Судьба и загадка русского театра в Хакасии». С 1985 по 1991 годы, до момента разъединения двух трупп, театр возглавлял С.Я. Верхградский, режиссер. Его смелые, необычные по форме и содержанию спектакли (например, «Брестский мир»), его определение репертуарной политики – все его руководство отмечалось как тонкое, умелое. При его руководстве наш театр был отмечен критиками Москвы, Ленинграда. При его организации театр совершил большой гастрольный тур по Союзу: Душанбе, Сахалин, Урал, крупные города страны. В середине 90-х годов двадцатого века художественным руководителем и режиссером русского драматического театра был С.Г. Болдырев. Его постановки (например, «Вишневый сад») всегда были неоднозначны и воспринимались публикой в совершенно полярных позициях, как и спектакли его коллеги Ю.П. Нестерова (в частности, одним из его наиболее сильных спектаклей того времени считался «Отец» А. Стриндберга с великолепно подобранным профессиональным актерским составом). В театре Русской драмы работали не только актеры, режиссеры, отдающие себя ему до конца. Есть и такие известные личности, например, Петр Вельяминов, Константин Рихтер, которые свой талант начали раскрывать здесь, а затем стали востребованы в столичных театрах и кино. Однако не все поддались соблазну закрепиться в столице. В частности, Александр Карпов, снявшись в фильме Владимира Ускова «Ермак» в роли Богдана Брязги, вернулся затем обратно в театр. Справедливости ради нужно отметить, что многие люди, пришедшие на работу в Русский драматический, так и остаются в нем. Интересна в этом отношении судьба Нины Федоровны Панковой. В свое время она была хорошим, справедливым директором нашего театра, но когда пришло время отдать этот пост, она не покинула театр, оставшись в должности библиотекаря Союза театральных деятелей, которые также располагаются в здании театра, построенном в 1978 году. И о многих можно это сказать. Ведь не только актеры создают театральный дух в Республике, но и те люди, коорый многие годы отдли служению в театре: это и Нина Бурмистрова (более 40 лет она шьет костюмы для актеров), и Геннадий Кондрашов (художник по свету), и Виталий Демкин (звукорежиссер), и заведующий музыкальной частью В.И. Раздобурдин, и начальник отдела кадров Н.И. Рожнова, и главный бухгалтер Н.Д. Фомина… Многие люди вновь и вновь создают этот театр… В конце двадцатого века не только служители театра, но и пресса стали уделять больше внимания художественному и музыкальному оформлению спектаклей, возросли требования зрителей к организации и качеству постановок. Отмечали абсолютную отдачу театральному искусству художника А.И. Плинта, мастера по свету С.Ф. Саранцева, и, конечно же, одного из самых талантливых композиторов Республики Хакасия – В.И. Раздобурдина. Девяностые годы двадцатого века едва не погубили театры в России. Однако, несмотря на все сложности того времени, культура все же является изначальной составляющей русской нации и не может быть разрушена, как Карфаген. Именно этой основной задаче – выжить – были посвящены усилия художественного руководителя, заслуженного артиста Российской Федерации, Олега Ивановича Рябенко и директора Сергея Лебедева, ныне работающего актером в труппе. Под их совместным руководством стали возвращаться классические пьесы на подмостки театра: «Вишневый сад», «Дядя Ваня»… В эти годы были поставлены такие спектакли, как «Вчера, сегодня и всегда», «Мужской род – единственное число», «Человек, который платит» и другие. На сегодняшний день театр имеет свое собственное творческое лицо и стремится сохранить его, формируя репертуар из классических и оригинальных драматических произведений. Театр с высокой сценической культурой, традициями должен соответствовать требования времени, публики и уровню современного мирового театра. В 2005 году наш театр получил официальное наименование Государственное учреждение культуры Республики Хакасия «Русский республиканский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова» и является единственным театром такого рода в Республике Хакасия с населением свыше 450 тысяч человек. Этот год был отмечен сразу двумя знаковыми постановками: на сцену возвратились «Испанцы» в постановке приглашенного режиссера Александра Тарасова и в его же постановке пришли к нам старинные русские водевили «Дочь русского актера» и «Беда от нежного сердца». Сменилось полностью руководство, в должности директора на данный момент (2006 год) заслуженный артист Республики Хакасия Андрей Патрикеев, на должность главного режиссера пришел Юрий Нестеров, покидавший театр в девяностые годы и вернувшийся снова сюда по приглашению Министерства культуры Республики Хакасия, очередной режиссер со своеобразным видением постановочного мира Владимир Гордеев. Кроме этого, в театре осуществлена выпускная дипломная работа молодого режиссера с большим потенциалом Дины Черновой. Репертуар Русского театра в течение 2003-2005 года содержал 36 спектаклей. Так как Русский республиканский драматический театр является репертуарным, политика создания и развития репертуара включает в себя как сохранение спектаклей текущего репертуара, так и создание новых постановок с целью развития культурного достоянии нации. Репертуар включает в себя как отечественную классическую и современную драматургию, так и зарубежную классическую и современную драматургию: «Торжество любви» и «Поздняя любовь», «Испанцы» и «Небесный Секонд-Хэнд», «Кароль» и «Супница», «Убийство Гонзаго» и русские водевили, «Свободная пара» и «Аделаида», «Люти» и «Серенады старой Севильи»… В репертуаре театра много детских сказок: «Вверх тормашками», «Принцесса и свинопас», «Веселый Роджер», «Белокурая фея», «Морозко»… В настоящее время в Русском драматическом театре служат актеры, имеющие различные почетные звания – Народная артистка Республики Хакасия Н.Г. Богатова, заслуженные артисты Российской Федерации – Олег Рябенко, Татьяна Зубарева, Надежда Филимонова, Александр Яськов, заслуженные артисты Республики Хакасия – Вера Блинова, Надежда Замаратских, Федор Золотухин, Сания Касимова, Виктор Арканов, Людмила Драничникова (Лосякова), молодые актеры, которые уже добились определенного признания и имеют своих поклонников: это Ольга Изотова, Фарит Загидулин, Денис Энгель, Татьяна Леонова, Антон Цветков, Татьяна Антонова, Жанна Липиньш, Валентина Прокопенко, Наталья Рон, Алена Сахаева, актриса и режиссер Дина Чернова. На особом счету у театральных поклонников стоит актер Савва Ревич, который вернулся из Америки обратно в Россию. В 2006 году в сентябре театр впервые за десять лет принял участие в выездном фестивале – VI межрегиональном фестивале «Сибирский транзит» со спектаклем «А зори здесь тихие…», где был очень высоко и по достоинству оценена как режиссура спектакля (Юрия Нестерова), так и собственно актерский ансамбль. Татьяна Антонова за лучшее воплощение роли молодым актером – исполнение роли Лизы Бричкиной – получила приз «Надежда», что можно назвать знаковым в нынешней истории театра – у нас действительно есть надежда не утратить, а укрепить, выпестовать добрые театральные традиции и воплотить их в дальнейшей жизни театра. В декабре 2006 года этот же спектакль в Москве на Первом Всероссийском конкурсе спектаклей, пропагандирующих идеи патриотизма, любви к Родине» стал лауреатом, обладателем диплома 2 степени, а также приз в номинации «Лучшая женская роль» получила актриса Наталья Рон за исполнение роли Сони Гурвич. В 2007 году на сценических площадках театра было осуществлено 5 новых постановок, в том числе: «МарЛени» (январь), «Пять миллионов долларов» (март), «Трям! Здравствуйте!» (июнь), «Дар любви» (октябрь), «Рассеянный» (ноябрь). Помимо спектаклей в декабре 2007 г. были представлены игровые интермедии «Новогодняя Джульеттомания» и «Сюрприз для деда Мороза». В этом году был тщательно переработан и представлен совершенно в новом режиссёрском исполнении спектакль по пьесе французского драматурга П.К. Мариво «Торжество любви», названный в связи с переработкой режиссёрской концепции «Вы полюбите меня». Этот спектакль в свое время был поставлен на большой сцене, его длительность составляла более двух с половиной часов. Однако современные требования зрителя, а также сложная ситуация, связанная с длительным закрытием большой сцены, обусловленным ремонтными работами в театральном фойе, стали необходимым условием пересмотра и переработки некоторых спектаклей для улучшения их мобильности. В связи с этим вышеуказанный спектакль был перенесен на малую сцену, режиссёрская концепция и актёрские работы были продуманы в ином ключе, и эта комедия на данный момент пользуется большим успехом у зрителей. В связи с изменением формы спектакля он был представлен зрителям в рамках конкурса «Таланты и поклонники». В сентябре 2007 года в ГУК РХ «РРДТ им. М.Ю. Лермонтова» была представлена авторская самостоятельная работа молодого актера Станислава Клапина по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова: артист создал тематическую постановку, посвященную великому русскому поэту и писателю, которая на данный момент представляется от имени театра в различных средних и высших учебных заведениях, является средством пропаганды русской культуры и театрального искусства. Данная постановка носит культурный и просветительско-образовательный характер, предназначена разновозрастной зрительской аудитории. В указанной постановке в динамичной, увлекательной и доступной форме охвачены периоды жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, его становления, развития, его душевных поисков и достижений. Детский репертуар театра за 2007 год расширился: помимо успешно эксплуатируемых сказок «Вверх тормашками», «Морозко», «Щелкунчик», ориентированных на разновозрастные группы детей, были тщательно переработаны и представлены концертная программа по сказкам братьев Гримм «Семерых одним ударом» с оригинальной музыкой заслуженного работника культуры Республики Хакасия В.И. Раздобурдина и премьера сказки «Трям! Здравствуйте!» по одноименной пьесе С. Козлова. репертуар для детей на данный момент содержит как народные сказки («Морозко»), так и сказки, включенные в мировую драматургию («Щелкунчик», «Принцесса и свинопас», «Семерых одним ударом»), а также современные сказки («Трям! Здравствуйте!», «Вверх тормашками», «Веселый Роджер», «Белокурая фея»). Внимание к формированию качественного детского репертуара обусловлено необходимостью воспитания детей и молодежи. Данные программы представляют собой средство воспитания юного зрителя, реализации эстетических и ценностных установок. В феврале 2007 года был организован бенефисный показ спектакля «Люти», посвященный 55-летию заслуженной артистки Республики Хакасия Н.В. Замаратских и 60-летию заслуженного артиста Республики Хакасия Фёдора Золотухина. Помимо репертуарных, в течение 2007 года были представлены и тематические мероприятия: Рождество, День театра, День защиты детей, Закрытие сезона с традиционным закрытием занавеса и прощанием актёров со зрителями, Открытие 68 театрального сезона с торжественным подведением итогов II театрального конкурса открытых актерских работ «Таланты и поклонники» и вручением премий и подарков победителям. Данные акции были созданы на профессиональном уровне и вызвали положительные отзывы как в прессе, так и среди зрителей. Результаты конкурса были распределены поспектакльно и определены лучшие роли в каждом спектакле: спектакль «Люти», режиссёр-постановщик заслуженный артист Российской Федерации О.И. Рябенко, – лучшая роль, названная зрителями, – роль Вована (исполнитель – артист Д. Энгель), спектакль «Серенады старой Севильи», режиссёр-постановщик – главный режиссёр театра Ю.П. Нестеров, роль Каньисареса (исполнитель – артист С. Ревич); спектакль «МарЛени», режиссёр-постановщик – В.Б. Гордеев, роль Марлен Дитрих (исполнитель – заслуженная артистка Республики Хакасия С. Касимова); «Пять миллионов долларов», режиссёр-постановщик – В.Б. Гордеев, роль Учительницы Коломеец (исполнитель – заслуженная артистка Республики Хакасия Л. Лосякова); «Вы полюбите меня» («Торжество любви»), режиссёр-постановщик – Ю.П. Нестеров, роль Леонтины (исполнитель – заслуженная артистка Российской Федерации Надежда Филимонова). Также впервые за последние пять лет были организованы гастроли в г. Ачинск (декабрь 2007 года). В Ачинском театре были представлены спектакль для взрослых «Люти» и детская интермедия «Приключения Пеппи и Разбойницы». Визит прошел с большим творческим и финансовым успехом, спектакли заслужили высокие оценки зрителей. В 2008 году ожидается ответный визит Ачинского театра. После долгого перерыва в Республике Хакасия состоялось ожидаемое событие – в октябре 2007 года был проведен Республиканский фестиваль театров Хакасии «Волшебные кулисы», в котором приняли участие три театра республики: ГУК РХ «РРДТ им. М.Ю. Лермонтова», «ХНДТ им. А. М. Топанова», музыкально-драматический театр «Читiген». Жюри фестиваля составили профессиональные критики – председатель жюри – заместитель художественного руководителя театра Вахтангова, ведущий театральный критик, член экспертного Совета по драматургии Федерального Агентства по культуре и кинематографии России, руководитель литературно-драматической части Л.Е. Остропольская (г. Москва), члены жюри: преподаватель кафедры сценической речи Российской Театральной Академии доцент И.А. Автушенко (г. Москва) доктор фил. наук, профессор В.Е. Головчинер (г. Томск), Тарбанакова Светлана Николаевна, Председатель СТД Республики Алтай, театровед, кандидат искусствоведения, (г. Горно-Алтайск), Бурнакова-Литвиненко Галина Николаевна, театровед, заслуженный работник культуры РХ, член Союза журналистов РФ, (г. Абакан). Фестиваль стал для театральной жизни действительно важным событием. В течение четырех фестивальных дней многие актеры, режиссеры, работники художественно-постановочной части нашего театра имели возможность не только показать собственную работу, но и выслушать профессиональные замечания, советы, пожелания по улучшению своей профессиональной деятельности, выявить «слабые места» в постановках, взглянуть под новым углом на творческую театральную жизнь республики в целом. Спектакль «Дар любви», представленный в рамках фестиваля, который был сдан на суд зрителя 10 октября и стал премьерой 68 театрального сезона, был признан жюри одним из лучших спектаклей. Так, в частности, Л.Е. Остропольская отметила, что этот спектакль является творческим достоянием театра, в котором все гармонично: и режиссура, и игра актёров, и мастерство художников по костюмам, по сценографии, по свету и музыке. «Режиссёр спектакля – с воображением, который владеет пространством… Очень хороший художник по костюмам, способный работать с материалом и создавать красоту спектакля… Очень хорошее, интересное музыкальное оформление, оно самоценно, создает настроение, по-хорошему иллюстративно… Профессионально поставлен свет, что сегодня на сцене большая редкость… Замечательно решено пластически таяние Снегурочки…Очень важно, что на сцене красивые люди… Замечательная Снегурочка, хрупка, нежна, как льдинка… Актриса, которая играет Купаву, – эмоциональная, красива, обольстительна, темпераментна... Она – хороший контрапункт Снегурочки… Сцена у режиссёра живет, есть взаимоотношения, персонажи живут, не отдыхают на сцене…». Этот спектакль принес победу нашему театру на фестивале «Волшебные кулисы» в трех номинациях: лучшая режиссура (Ю.П. Нестеров), лучшая женская роль (роль Купавы – артистка В. Прокопенко), приз «Надежда» (роль Снегурочки – артистка Наталья Рон). Миссию Государственного учреждения культуры Республики Хакасия «Русский республиканский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова» мы видим в следующем: формирование и удовлетворение потребностей населения Республики Хакасия в сценическом искусстве, развитие театра как вида искусства и социального института, пропаганда достижений театральной культуры Республики Хакасия в Российской Федерации и за ее пределами, реализация права каждого человека на приобщение к культурным ценностям, участие в разработке политики в области культуры; обеспечение безопасности и сохранности спектаклей текущего репертуара, представляющих художественную и историческую ценность; содействие развитию гражданского института меценатства и благотворительности. Автор-составитель: руководитель литературно-драматической части Т.Г. Зырянова