Театр - Астраханский драматический
О компании:
АСТРАХАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР, один из старейших театров в России. Театральные представления в городе устраивались еще в 18 в. В 1810 состоялся первый спектакль постоянного театра, содержателем его в 1810–1818 был А.Грузинов. В театре шли оперетты, трагедии и драмы. За 1811 было дано 46 спектаклей, преимущественно комедийных. Многие спектакли давались с благотворительными целями. Благодаря энергии и вкусу Грузинова на Астраханской сцене были поставлены пьесы А.П.Сумарокова, В.А.Озерова, Д.И.Фонвизина, Я.Б.Княжнина, И.А.Крылова, Мольера, П.О.Бомарше. Своей популярностью театр во многом был обязан капельмейстеру И.В.Добровольскому, создавшему в городе первый профессиональный оркестр. В 1825 антрепризу держал комический актер П.Воробьев, в его деятельности предприимчивость сочеталась с художественным чутьем и живой инициативой. В этот период в репертуаре театра – Недоросль Фонвизина, Горе от ума А.С.Грибоедова, Ревизор Н.В.Гоголя, пьесы У.Шекспира и Фр.Шиллера. Среди актеров труппы того времени – Третьякова, Залесский, Молчанов, Гуляева, Красовская-Гуровская. После ухода разорившегося Воробьева труппа распалась, постоянно сменялись антрепренеры и труппы, порою театр пустовал по 2–3 года. Осенью 1863 на средства купца Н.Плотникова было выстроено новое здание театра. Антрепренером был приглашен П.М.Медведев, который в Астрахани держал оперную, драматическую и опереточную труппы. 2 октября 1883 состоялось открытие сезона в новом здании театра комической оперой Одрана Красное солнышко. На астраханской сцене начал свой творческий путь М.Т.Иванов-Козельский, играл Чацкого, Жадова, Карла Моора. Сам Медведев создал в театре превосходные образы Городничего, Градобоева, Шмаги. После ухода Медведева до 1917 астраханский театр не имел постоянной труппы (актерские коллективы во главе с Н.Н.Соловцовым, Н.И.Собольщиковым-Самариным, М.Дальским и др.). Ряд сезонов (1895–1996, 1905–1906, 1913–1914) в театре работала труппа известного антрепренера П.П.Струйского. Последний взлет дореволюционного театра приходится на сезон 1916–1917, когда руководство оказалось в руках актрисы В.С.Кряжевой, пригласившей в труппу А.И.Канина (он стал главным режиссером) и М.А.Бецкого. В 1918 главным режиссером и художественным руководителем был назначен Е.О.Любимов-Ланской. Первым после революции он поставил Враги М.Горького. Очередную режиссуру вели Бецкий и К.Э.Олигин. В числе лучших актеров тогдашней труппы – Л.С.Альянова, П.А.Карганов, Е.М.Любин. В сезон 1920–1921, открывшийся пьесой Горького Дети солнца, в театр перешел П.Н.Орленев (сыгравший на астраханской сцене роли Дмитрия Карамазова, царя Федора, Рожнова, Освальда, Павла I). В 1920–1930-е годы в театре служили В.С.Зотова, Н.Г.Максимова, М.М.Белосов, В.Л.Лавров, Т.П.Марвина, А.М.Петров, режиссер З.М.Славянова. Театр ставит пьесы К.А.Тренева, А.Е.Корнейчука, Н.Ф.Погодина, А.Н.Афиногенова, Л.И.Славина, А.Н.Арбузова, В.М.Гусева и др. Этапными в творческом росте театра стали спектакли Страх (1932), Егор Булычев и другие (1934), Отелло (1936), Маскарад (1937), Живой труп (1938). В 1940 театру было присвоено имя С.М.Кирова. В репертуаре военных лет – спектакли Ключи Берлина, Полководец Суворов, Фельдмаршал Кутузов, Парень из нашего города, Русские люди. В 1950-е годы театр находился под руководством Л.С.Самборской. На афишах – Варвары, Гроза, Порт Артур А.Степанова и И.Попова, Годы странствий Арбузова, Персональное дело А.П.Штейна, Стрекоза М.Бараташвили. Видное место отводилось западной классике – Укрощение строптивой, Отелло Шекспира, Дон Карлос Шиллера, Перед заходом солнца Г.Гауптмана. Среди лучших постановок театра – Горячее сердце А.Островского (1958), Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского (1958) в постановке М.Ваковского и Маскарад М.Лермонтова (1959) в постановке Н.Вейцера. В 1960-е годы в Астраханский театр был назначен очередным режиссером Ю.Юровский. В этот период театр переживал творческий подъем. Спектакли, созданные режиссером, обладали силой, яркостью красок (Факир на час В.Дыховичного и М.Слободского, 1961; Лгунья М.Мэйо и М.Эннекена, 1964; Цимбелин Шекспира,1964; Люди, которых я видел С.Смирного, 1965). В труппе театра служили Л.Е.Шапошникова, О.М.Попов, Н.К.Гарин, И.Н.Черников, Л.В.Горбунова, Н.В.Нагулова, Б.В.Полиницын и др. В 1970-х годах на сцене теара игрались Раскаленное лето В.Булычевского (1970), Бешеные деньги и Красавец-мужчина Островского (1973), Певец из Лилля Н.Сотникова (1974), Дон Карлос Шиллера (1975), Энергичные люди В.Шукшина (1976). Работали режиссеры А.Образцов, И.Левин, Н.Эшба; художники В.Меликишвили, В.Жарков. В 1981 главным режиссером театра был назначен В.Я.Александрушкин. С его приходом репертуар театра обогатился спектаклями по произведениям современных авторов: Раненые В.Крыленко (1984), Дым отечества К.Симонова (1985), Легенда об актере С.Калашникова и В.Александрушкина (1986), Дефицит И.Щеголихина (1986), Диктатура совести М.Шатрова (1987) и др. В труппе театра работали артисты Т.Н.Космакова, Ю.М.Черницкий, Ю.А.Бирюков, И.А.Слободской, Л.Каменоградская, Н.Четвергов, Е.Григорьев, Н.Заволокин и др. В начале 1990-х годов здание было закрыто на реконструкцию, и актеры были вынуждены работать на разных площадках. С приходом Н.А.Ширяева на пост художественного руководителя (1997) был пересмотрен репертуар. В нем снова появились пьесы классической драматургии – Сон в летнюю ночь Шекспира, Идиот по Ф.М.Достоевскому. Стараниями Ширяева была обновлена труппа (артисты Н.Антоненко, С.Штукин, Ю.Даутова, В.Курмашов, Г.Пивоварова), набрана группа выпускников-студийцев. Были поставлены Семейный портрет с посторонним С.Лобозерова, Призрак Александра Вольфа по роману Г.Газданова, Времена года (Двенадцать месяцев) С.Маршака. В 1998, впервые за последние 40 лет, театр приезжал в Москву и был тепло принят московской публикой.