Музей - Ханский дворец (Бахчисарайский дворец)
О компании:
В конце XIII - начале XIV века в Крыму образовалось наместничество - Крымский юрт во главе с тудуном, назначаемым ханом Золотой орды. Ставка тудуна находилась в Солхате (ныне Старый Крым), городе, основанном эмигрантами-армянами еще в раннем средневе ковье. Татары, захватив город, приказали местным жителям укрепить его стены и выкопать ров, заполнив его водой. Такое укрепление называется по-татарски \"кырым\", отсюда и название всего полуострова Крым, именовавшегося до этого Таврикой. Частые грабительс кие походы и выгодная торговля с итальянскими купцами обогащали и укрепляли феодальную татарскую знать, которая все больше стремилась обособиться от теряющей силы Золотой орды. В первой половине XV века хан Хаджи-Гирей, желая укрепить свою власть в Крыму и не доверяя беям, решил перенести столицу из Солхата в юго-западную часть Крыма. Это был Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Естественные неприступные высоты плато были еще больше укреплены. Под северным склоном строился ханский дворец, в самом городе должна была хр аниться ханская казна, во время феодальных междоусобиц хан мог скрываться в цитадели. Крепость была и главной темницей, куда заточали пленников. Перенос столицы был своевременным: в 1475 году турки захватили южное и восточное побережья Крыма. Крымское ха нство попало в вассальную зависимость от турецкого султана, по желанию которого назначались и свергались с престола крымские ханы. Но вассал не желал склонять головы перед наместником Аллаха, и хан решил окончательно укрепиться в более отдаленных от туре цких крепостей и труднодоступных горных районах. Удобное место для основания новой ханской столицы было найдено в широкой долине, спрятанной между гор, с обильными родниками и речкой Чурук-Су (Гнилая вода). Обнаружить город можно было, только вплотную по дойдя к долине, проходы к которой хорошо охранялись. Удобное географическое положение - на скрещении торговых путей из степного и восточного Крыма в южный и западный - давало ханам новые богатства и преимущества. Сын Хаджи-Гирея Менгли-Гирей решил по строить дворец, который утопал бы в зелени садов и виноградников. Поэтому и город стал называться Бахчисараем (Дворцом садов). Такова краткая предыстория дворца, который является сложнейшим архитектурно-художественным сооружением, менявшим облик на п ротяжении трех веков (XVI-XVIII). Татары, в прошлом кочевники, не имели своих традиций в архитектуре и использовали творческие достижения тех народов, с которыми их связывали непрочные политические и экономические узы, сталкивали военные походы. Во дворц е работали итальянские, турецкие, иранские, русские и украинские мастера. Со временем к основному ядру дворца пристраивались все новые помещения, появился второй этаж, высокой каменной стеной был обнесен внутренний Фонтанный дворик. Во время похода русских войск в Крым в 1736 году дворец сильно пострадал от пожара. Здание дворца неоднократно ремонтировалось, но реставрация велась грубо и неумело, и многие ценные в архитектурном и художественном отношении детали дворца были утрач ены. В 60-х годах уже нашего века в результате очень сложной и кропотливой реставрационной работы были восстановлены прекрасные первоначальные росписи и архитектурный облик некоторых помещений. Общая площадь ханского дворца - более 4-х гектар. В центре - прямоугольный двор, где собирались войска и проводились парады. До присоединения Крыма к России здесь продавали награбленное во время военных набегов добро. Напротив дворца - большая ханска я мечеть, роспись которой сделана иранским мастером Омером в 1763 году. Над мечетью высятся два минарета, откуда муэдзин пять раз в сутки призывал мусульман на молитву. За мечетью - кладбище ханов, членов их семей и ближайших сановников; каменные памятни ки украшены тонким орнаментом и надписями. Справа от входа - хорошо сохранившийся мраморный памятник с надписью: \"О (Бог), всегда жив, вечен! Война была ремеслом знаменитого Крым-Гирей хана. 1183 (1769 г)\". На территории кладбища стоят два мавзолея (дюрб е) - архитектурные памятники XVI-XVIII веков, усыпальницы тринадцати крымских ханов. За пределами кладбища видны две куполообразные крыши дворцовых бань - одного из немногих архитектурных памятников восточного типа, сохранившихся без перестроек с XVI век а. Одна из самых древних архитектурных деталей ханского дворца - \"ЖЕЛЕЗНЫЕ\" ДВЕРИ, выходящие в Посольский садик. Наглядно свидетельствует о заимствовании татарами архитектурных традиций разных народов. Интереснейший памятник дворца МАЛАЯ ДВОРЦОВАЯ МЕЧЕТ Ь. Власть крымского хана была ограничена высшим советом крымских феодалов - Диваном, для которого и был построен в XVI веке ЗАЛ СОВЕТА И СУДА. Талантливый иранский мастер Омер не только расписывал дворец, но и строил.Ему принадлежит постройка ЛЕТНЕЙ и ФР УКТОВОЙ БЕСЕДОК дворца. Особенно ярко талант Омера проявился в его скульптурном творении - знаменитом ФОНТАНЕ СЛЕЗ. При посещении Бахчисарайского дворца интересно осмотреть и ГАРЕМНЫЙ КОРПУС, а также КОФЕЙНУЮ КОМНАТУ и ПОСОЛЬСКИЙ ЗАЛ. В жилых покоях хана расположены ЭКСПОЗИЦИИ, посвященные борьбе Русского государства за выход к Черному морю, первой русско-турецкой войне, присоединению Крыма к России. Большой интерес вызывает ВЫСТАВКА \"ПУШКИН В КРЫМУ\", большая часть которой посвящена посещению великим по этом Бахчисарайского дворца. Каждый год тысячи людей со всех концов Земли стремятся в Бахчисарай, чтобы воочию увидеть воспетый Пушкиным Фонтан слез, насладиться искусными творениями древних мастеров.