Бавлы (тат. Баулы, Bawlı) - город в России, административный центр Бавлинского района Татарстана.
Географически Бавлы находятся в южной части Уральских гор. Город расположен пределах Бугульминско-Белебеевской возвышенности на реке Бавлинка (приток реки Ик), в 25 км к югу от железно-дорожной станции "Ютаза" (на линии Ульяновск - Уфа).
Население 22, 258 тыс. чел. (2017 год).
Национальный состав: татары, мордва, русские, удмурты, чуваши.
Ислам считается самой распространенной религией в городе.
Первое поселение на реке Бавле появилось в 1626 году. Со временем селение расширялось, появилось несколько имений, которые вскоре были объединены одним названием Бавлы, по имени реки, которую, по преданию, называли баллы елга - медовая река.
Основными занятиями народов, издавна населяющих Бавлинский район, было земледелие, животноводство, торговля.
До 1917 года единственным промышленным предприятием был спиртзавод помещика Жданова, действовало 7 кузниц, 3 лавки, 19 мельниц и крупушек, 1 овчиное заведение.
Население составляло более двух тысяч человек, и в начале прошлого века поселение получило статус волости. Бавлинский район как административное образование Татарской автономной республики появился 10 августа 1930 года.
Исторически сложилось так, что территорию района населяли разные народности. Вместе им было предопределено пережить тяжелые времена коллективизации и Великой Отечественной войны, строить мирную жизнь в послевоенное время, делить радости и беды родной страны, растить детей и обретать счастье.
Восемь тысяч бавлинцев защищали родную землю на фронтах Великой Отечественной, многие из них отдали свои жизни за свободу родины, четверо стали Героями Советского Союза.
Новый этап развития района связан с открытием в Бавлах месторождения девонской нефти в сентябре 1946 года. Ко времени появления первых нефтяников в районе не было автомобильных дорог, водопровода, не все объекты были электрифицированы.
Развитие нефтяной промышленности способствовало активному росту сельского хозяйства района. Чтобы обеспечить нефтяников всем необходимым, прокладывались автомобильные дороги, вводились в строй новые промышленные и агропромышленные предприятия, формировалась новая инфраструктура района. Поселок пополнялся молодежью и профессиональными кадрами, разрастался, строились новые дома, школы, детские сады, спортивные и культурные учреждения.
18 сентября 1997 года постановлением Государственного Совета Республики Татарстан Бавлам присвоен статус города республиканского значения. На самом деле, вопрос, откуда берет начало слово "Бавлы" и какое его истинное значение, вот уже долгое время является причиной спора между местными исследователями.
По преданию, рассказанному бавлинцем Ахметзяновым М. И., геологическая экспедиция проводила обследование берегов Бавлы от устья до истока. Бавла впадает в реку Ик, а берет начало у подножия горы Бакыртау. Название реки Бавла древнее, возможно, исходит с того времени, когда Волгу называли Ра. Предание утверждает, что члены экспедиции и назвали реку "баллы елга", то есть медовая река.
Вот что говорят об этом исторические архивы. Николай Петрович Рычков (сын знаменитого П. И. Рычкова), находясь в составе экспедиции П.С. Палласа - академика Петербургской Академии наук, самостоятельно занимался изучением Казанской губернии и Башкирии.
Деревни, города, население, его обычаи и род занятий, достопримечательности, реки и водоемы явились предметом описаний, сделанных в книге "Журнал или дневные записи путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 г.". Здесь дано подробное описание использования рек Зай, Ик, Шешма для перевозки грузов. Путь экспедиции в июне 1769 года проходил по берегам Ика от устья до места, где ныне расположен город Октябрьский, затем по реке Бавла и далее в сторону села Спасское. Состояние реки Бавла, лесов и полян по её берегам 25 июня 1769 года и побудило назвать ее "баллы елга" -
Рычков обратил внимание на занятие башкирцев пчеловодством. Рычковы понимали толк в пчёлах. Статья Рычкова П. И. (отца) "О содержании пчел", вышедшая в 1769 году, стала первой научной статьёй в отечественном пчеловодстве. Пчеловодство - семейная традиция Рычковых. И в связи с этим еще один любопытный факт.
Может, не все знают, что великий русский химик, академик Бутлеров вложил в изучение пчёл не меньше сил и души, чем в химию. Александр Михайлович Бутлеров вошёл в отечественную историю и как отец рационального пчеловодства. Рычковы и Бутлеровы оказались связанными узами родства через Аксаковых.
Известно, что имения Аксаковых и Бутлеровых размешались на берегах реки Бавла. Это безусловно способствовало их увлечению пчеловодством и укрепляло прозвище реки "баллы елга".[1] Есть и другие версии. Одна из них следующая. В 1755 году по берегам реки Баллы (Сладкая) был выделен земельный надел Мансуру Дельному, где он и обосновал своё хозяйство имение Мансурово. Мансур был служилым. Так называли служивших царю иноверцев. Известно, что в 1750 году он состоял переводчиком при канцелярии Оренбургской губернии. Начальником Оренбургской губернии был П. И. Рычков, выдающийся ученый, член-корреспондент Петербургской Академии наук, который ходатайствовал о выделении земельного надела своему "дельному" сотруднику. Право на пользование землёй Мансур Дельный получил на основании договора, утверждённого в крепости Нагайбак.
По переписи 1764 года в селе Мансурово на реке Бавле уже насчитывалось: служилых - 26, ясашных - 3 человека. Всего 29 душ. Село сначала входило в Оренбургскую, затем в Самарскую губернии.
С башкирской стороны по берегам реки юртовал род Дербыша. Дербыш был крупным землевладельцем. Для освоения новых земель на реке Бавле он отправил сына Кармана. С тех пор селение разделено межой на две части: башкирскую и мишарскую.
В мишарской части хозяйство вел земляк Мансура, так как сам Мансур в селе не жил, а управление своим имением доверил Файзулле бабаю, мишарину из Симбирского уезда. Для ведения хозяйства Файзулла бабай нанимал местных жителей.
Местное население татары, башкиры не были под крепостным правом, но за долги попадали к Файзулле в кабальную зависимость и получали прозвище "баулы" (от татарского баулы - верёвка) - кабальный, привязанный верёвкой-долгом, одевший хомут на шею. Запрещалось жителям двух противоположных от межи частей пасти скот на территориях друг друга, косить сено.
Между людьми башкирской и мишарской сторон происходили постоянные стычки, они давали друг другу прозвища. В роду Галима Хасаншина сохранилось такое предание. У крестьянина с мишарской стороны убежал бычок. Пока искал его в лесу, встретил крестьянина с башкирской стороны. Спрашивает его: не встречал ли бычка с верёвкой на шее" За это и получили мишары прозвище "баулы" - веревочники. Таким образом, село стали именовать Мансурово-Баулы, так оно упоминается в материалах переписи 1764 года "О нерусском населении Уфимской провинции, принимавшем участие в восстании".[2]
С развитием села на реке Бавле появляется несколько имений. Утрачивается смысловое значение Мансурово, а село стало называться одним словом, объединяющим все имения, по названию реки Бавлы.[3] Также существует мнение, что слово "бавла" татаризовано от русского "бава", имеющего следующее смысловое значение - "достаток, изобилие, богатство".
Происхождение слова уходит в период, предшествующий нашей цивилизации, IV-II века до нашей эры, когда племена ариев пользовались языком санскрит, который является прапраязыком племён белой расы, населяющих территорию Евразии. Реку Бавлу назвал "сладкой рекой" ученый-географ Н. П. Рычков сын известного учёного нашего края П. И. Рычкова, в татарском произношении баллы елга.