Челябинск

Музей - квартира Л.Оболенского

О компании:

В Челябинске открылась квартира-музей патриарха российского кино Леонида Леонидовича Оболенского. Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Мейерхольд, Айседора Дункан - вот лишь некоторые из громких имен нашей культуры, кого Оболенский знал не по учебникам, с кем его связывали личное общение и совместная работа. Начав сниматься в кино сразу после революции, Леонид Леонидович долгие годы отсутствовал на экране, зрители встретились с ним вновь лишь в семидесятые годы, тогда же актер получил приз за лучшую мужскую роль. Экспозицию открывшегося музея составляют фотографии, во многом отражающие челябинский период жизни Л. Оболенского. Он снова такой молодой Леонид Леонидович Оболенский... Не случайно мы вновь и вновь обращаемся к этому имени. 21 января исполнилось бы 100 лет со дня его рождения. Целая эпоха, XX век. А порой казалось, что он пришел к нам из XIX. Так хорошо он знал то время. Не однажды приглашался на киносъемки консультантом по веку ушедшему, например, в кинофильмах "Звезда пленительного счастья", "Чисто английское убийство", "Красное и черное". Ему давали небольшую роль, какой-нибудь декоративный эпизод, но главное - режиссерам нужны были его знания. Неудивительно, он был не только историей отечественного кинематографа, но и историей России. Достаточно назвать круг его общения: Луначарский (министр просвещения и культуры), Эйнштейн, Эйзенштейн, Кулешов, Барнет, Мейерхольд, Пырьев, Орлова, Платонов, Бабель, Маяковский, Есенин, Айседора Дункан. Кстати, Леонид Леонидович как-то вспоминал, что говорила ему Айседора о танце: "Нельзя танцевать лебедей или еще кого-то. Нужно танцевать му-у-зы-ку-у..." Что и делала эта знаменитая "босоножка". А Оболенский увлекался в то время степом и, будучи студентом, подрабатывал танцем в кафешантане в одной концертной программе с Изабеллой Юрьевой. Известный в те годы хореограф Касьян Голезовский, отвергнув Нежинского (!), пригласил Оболенского танцевать Фавна в "Послеполуденном отдыхе Фавна". Станцевал, да еще в паре со знаменитой в то время балериной З. Тараховской. Он был знаком с целой плеядой знаменитостей и сам стал человеком-эпохой. Удивительно то, что он был и нашим современником! Успел передать, рассказать нам об ощущениях и событиях тех лет. Вот она, связь времен... Мы познакомились с Л.Л. Оболенским в 1965 году. Несколько встреч на смотрах и собраниях кинолюбителей (кинолюбительство в те годы бурно развивалось в нашем городе), несколько доверительных бесед. Удивило то, что, всегда окруженный людьми, он был очень одинок. Говорил, что устал от монологов. Радовался, когда получался диалог, понимание. Вскоре он уехал в Свердловск: пригласили снимать научно-популярные фильмы. Оставил адрес, попросил писать: "Пиши хотя бы обрывки мыслей, чтобы побуждать к размышлению..." Он считал, что любому человеку необходимо иметь кого-то, кому можно выговориться, воочию или в письмах, иначе можно свихнуться... Так началась наша переписка, которая длилась 15 лет. Писал отовсюду, куда забрасывала его судьба. Иногда наездами появлялся в Челябинске. Не буду много говорить о том, какой уникальной, яркой и редкой личностью был этот человек. Об этом уже так много писали. Вчера перебирала вырезки из газет и журналов с публикациями о Леониде Леонидовиче: заголовки говорят сами за себя. А если вы заглянете в книгу народного художника Ильи Глазунова "Дорога к тебе", то найдете в нескольких главах его воспоминания о встречах и беседах с Оболенским в 1952 году в сибирском Минусинске, где он работал в театре, отбывая срок после немецкого плена. А вот актриса Галина Кравченко, начинавшая еще в немом кино, в 1971 году в своих мемуарах "Мозаика прошлого" пишет: "Я очень люблю Оболенского - его острый ум, режиссерскую выдумку, редкую культуру и обаяние. Он снял и снялся сам в целом ряде фильмов. Это художник очень яркого таланта. Удивительно несправедлива бывает судьба к людям - даже к тем, которые украшают человечество..." Известный писатель и литературовед Виктор Шкловский назвал его одним из образованнейших людей нашего времени, сожалея о том, что Оболенский не имел ни времени, ни площадки, чтобы до конца выразить свой огромный талант. Всегда поражало то, что в своем таланте самовыражения Леонид Леонидович был неисчерпаем и удивительно молод и в 70, и в 80 лет. В его глазах всегда сиял какой-то задорный огонек и неиссякаемая жажда жизни даже в те не лучшие моменты, когда не было ни определенного жилья, ни работы. В феврале 1973 года он писал мне из Миасса: "Я два года "бродяжил" вне Урала. Снимался в двух фильмах, в Риге и в Крыму. А потом "насовсем" переехал в Москву. Думал - на родину. Год пытался прижиться на старом месте - все напрасно. Корни обрезаны... Полная биологическая несовместимость. Сердце в чужой груди. Тогда еще раз бросил все совершенно. И с тремя чемоданами и кинокамерой вернулся на Урал (в дикий мороз!). Живу в Миассе, работаю в клубе "Прометей". Здесь очень красиво и очень одиноко. Вот и весь "Оболенский"... Всю жизнь строил воздушные замки, а под конец оказалось, что ни дома на земле (гостиница), ни замка в воздухе..." Это наши кинолюбители, встретив его тогда в Москве, пригласили руководить любительской киностудией. Полетел! "Нужен Миассу!.." И два года жил там в гостинице за свой счет. Правда, позже дали ему однокомнатную квартиру, где он и закончил свой путь... Десять лет, как его нет с нами. Но он по-прежнему живет и будет жить в сердцах тех, кому посчастливилось видеть и слышать его. Своим огоньком Оболенский зажег тот факел, который горит в наших душах до сих пор. Нас, тогдашних кинолюбителей, он учил не только искусству кино, он учил нас жить и видеть прекрасное. В его душе постоянно жил Поэт. Каждое его письмо-размышление подтверждает это. Вот одно из них, написанное в октябре 1971 года: "Я в Риге, на съемках фильма "Вид на жительство". На этот раз - сцены свадьбы моей. Серый шелковый цилиндр, визитка и пластрон на шее - "как в лучших аглицких домах". Невеста моя - бабуся, на десять лет меня старше (под 80!). Брак, как видишь, не по любви, а по расчету (ей княжеский титул нужен, чтобы умереть княгиней). А в Риге мы "венчаемся" потому, что дело происходит за границей: "белоэмигрантский мирок" и я - экс-князь... Ну, в фильме посмотришь, когда выйдет на экран... Захлебываюсь Ригой, этим "заповедником бесхамства". Я вернулся в мир, давно забытый у нас - мир культуры человеческих отношений. Я настолько стал "азиатом", что здесь буквально приходится следить за собой, чтобы не быть белой вороной. Люди совсем другие. Другая популяция". Насколько бы беднее мы были, если бы судьба не забросила этого человека к нам. Леонид Леонидович вторую половину жизни прожил на Урале, стал нашим земляком и нашей гордостью. Вот почему многочисленных почитателей его таланта три года назад обрадовало открытие музея Л.Л. Оболенского. Хочется сказать огромное спасибо администрации города за то, что она по достоинству оценила значение этой личности для истории. Сейчас музей объединил вокруг себя всех кинолюбителей и киноманов города. Они часто там собираются. Музей стал для них пристанищем, которого их лишила перестройка (раньше в городе был киноклуб на базе облсовпрофа и клуб любителей кино "Кентавр", которому предоставляли кинозалы в кинотеатрах имени Пушкина и "Знамя"). Немного несправедливо то, что в городе много клубов по интересам, есть Дом актера, но нет киноклуба или Дома кино. И вот таким домом стал для нас сейчас музей Оболенского. Его адрес известен уже далеко за пределами Челябинска. В прошлом году пришло письмо из Игарки, прямо на улицу Сони Кривой, 38. Оказалось, что у них в музее висит большая картина, на которой изображена группа актеров, и среди них Л.Л. Оболенский. Сейчас музей общается с французским историком культуры Юдит.

Фотографии (2)

Отзывы (0)