Летящее звездное небо!
Описание:
Как мы с мужем оказались на Домбае объяснить непросто. Вообще-то мы целый год собирались на Камчатку… Скажем, на Домбай нас привела судьба и мы ей за это чрезвычайно благодарны. Когда я отвечала на вопрос, куда поеду, реакция знакомых была одинаковой «Домбай – круто!!! А где это ?» …. Пришлось открывать атлас.
При ближайшем рассмотрении Домбай оказался на Кавказе, недалеко от границы с Грузией, примерно по середине отрезка между Сочи и Нальчиком. На первый взгляд, Домбай не вписывался в сюжет наших ежегодных летних игр «куда улететь подальше и подичее». Прошлые годы заносили нас то на Алтай, то на Байкал. Домбай казался слишком близко от Москвы. Каких-то полтора часа самолетом и три часа на машине. Но Домбай меня удивил. Удивил малым количеством туристов и высокой плотностью природных красот на квадратный метр площади: озера, горы, реки, водопады, ледники, леса, долины – все это мы увидели уже в первой короткой пешей экскурсии.
Что нас ждало в конном походе, было даже трудно представить. Организаторы выдали нам палатки, спальные мешки, бурки. Бурка оказалась наипервейшей вещью в походе. На ней сидят, едят, спят, ее одевают от дождя, от холода, когда я утомлялась на лошади, то откидывалась назад, на свернутую в тюфяк бурку, и чувствовала себя Шахерезадой. Короче, мне жаль, что дома у нас нет бурки. Мы взгромоздились на лошадей и поехали. Надо заметить, что местные лошади вообще святые. Это вам не вредные, ушлые животные из Битцы. Я не опытный «водитель кобылы» и до похода испытывала беспокойство на эту тему. Но карачаевские лошади послушны, не требуют кнута, непугливы, непривередливы. Кстати, я бы им присвоила разряд по альпинизму, поскольку они ловко лазят по горам и не только вверх, но что немаловажно вниз, причем по таким склонам, которые наш инструктор охарактеризовал как «сядешь на горе на попу – к низу ушки останутся». Еще лошади чуют дорогу даже в полной темноте. В этом нам пришлось на своем опыте. После перехода через Дуутский перевал, мы встали на отдых, разбили палатки и решили немного прогуляться по ущелью на лошадях. Ущелье вилось по живописнейшим местам, мы якобы искали какие-то озера. В поиске озер мы забрели далеко-далеко. Как это ни странно, мы их все таки нашли. Садилось солнце, подсвечивая горы и облака металлически-оранжевым светом. В пейзаже проглядывало что-то библейское. Было нестерпимо красиво. Не знаю как остальные, но я полностью утратила ощущение времени. Как вы можете догадаться, возвращаться пришлось в полной темноте. Представьте, безлунная ночь. Видно только покрывало из звезд, искры из-под копыт лошадей и собственно все. О том, чтобы увидеть дорогу, и помечтать нельзя. Ехали быстро, и возникло чувство безграничной свободы: то ли я лечу, то ли небо летит. Это свобода не от наличия выбора, а от того, что от тебя уже ничего не зависит, ты просто можешь довериться лошади и лететь через звездное небо.
Что мы делали в походе ? Можно ответить словами Форреста Гампа «Мы все время куда-то шли». Точнее шли лошади, а мы взирали по сторонам и млели (кстати, в этом огромное преимущество конного похода перед пешим: ты много видишь и при этом мало устаешь). Поднимались к горным озерам. Озера там удивительных цветов, например белое, как молоко, пастельно-голубое, как небо, или ультра бирюзовое, как вообще быть не может. Ходили по облакам. Это не метафора. Просто в горах можно подняться выше облаков и смотреть на них сверху вниз, а потом сойти вниз на облако. Не могу писать о реках и водопадах. Да они очень красивы, но «их там миллионы»… Маленькие лесные речушки, большие долинные реки, огромные мощные водопады и небольшие элегантные водопады… И все это добро можно пить без кипячения. В свободное от традиционных походных занятий время, вроде костра и разговоров, кто будет мыть посуду, мы ходили по грибам (это не опечатка именно по грибам, а не по грибы), объедались малиной, черной и красной смородиной, ночью отпугивали медведей песней «Once upon a December» и даже случайно присутствовали при охоте.
Охотятся в этих краях на туров, медведей, оленей, кабанов. Нам попались последние и наш инструктор не сдержался… Все-таки в охоте есть что-то первобытно-привлекательное. Азарт. Пан или пропал. Охотник смотрит на кабана, кабаны смотрят на охотника. Все происходит мгновенно и в тоже время по-киношному замедленно. Выстрел и восьмидесятикилограммовая туша катиться в нашу сторону. Позже, посмотрев, как разделывают кабана, азарт испаряется. А когда моей лошади пришлось везти наполненные мясом окровавленные тюки, я серьезно задумалась о необходимости перехода в вегетарианство….
Почему-то моих знакомых больше интересовал не рассказ о природных красотах, а как переносятся «тяготы» похода. Признаюсь, сначала был легкий дискомфорт, но потом организм переходит в новый режим. Например, мне казалось, что я жить не смогу без горячего душа. На пятый день в походе я помылась в 7-8-ми градусной горной речке и поняла «вот оно счастье» и пожалела, что не делала этого раньше. Еще всех волновал вопрос не холодно ли спать в палатке. Мы были на Домбае в конце августа — начале сентября. Днем было жарко, но ночью достаточно прохладно. Однако, как говорят англичане «нет плохой погоды, есть плохая одежда». Нам повезло, что перед походом мы купили в Домбае свитера и носки из козьей шерсти. Спалось тепло и сладко: нос в холоде – ноги в тепле. Кстати, спали в основном не в палатках, а в кошарах. Кошары – это отнюдь не дикие кошки. Это что-то вроде землянки пастуха/охотника/лесника. По городским меркам кошары грязноваты, но в походе воспринимаются чем-то вроде дворца (ты точно спрячешься от дождя, точно разведешь костер, спать будешь не на земле, а на полатях с сеном, а также можешь пользоваться благами цивилизации вроде табуреток). Короче, поход с остановкой в кошарах — «то, что доктор прописал» для начинающих походников.
Поход должен был длиться десять дней. Много это или мало? Как ни парадоксально это прозвучит, но пять дней это много, а десять дней это уже мало. И мы задержались на одинадцатый. В результате организаторы тут же выслали спасателей. Горы есть горы. А как хорошо вернуться из похода. Залезть в горячий душ и торчать там, сколько душе будет угодно. Спать на чистом белье. Зайти в ресторан, придирчиво осмотреть меню и заказать вкуснейшие харчо, хычин и чай и все это без предварительного розжига костра и разогрева воды. В последние полтора дня мы словно с цепи сорвались: канатная дорога и глинтвейн (еле спустились), сауна, тир (я никогда столько не стреляла), велосипеды, дискотека (их в Домбае на удивление две). Надо заметить, что туризм на Домбае только возрождается (хотя и стремительно) и там еще не возникло туристического конвейера. Все проходит как-то по-родственному. Это происходит во многом благодаря доброжелательности и гостеприимству местных людей. Вообще, в горах все как-то проще, однозначнее. В походе пересматриваешь отношение к тому, что важно и ценно, а что нет, Поэтому там не просто отдыхаешь, а перерождаешься что ли …. Короче, все по Байрону «my heart’s in the highlands, my heart is not here“ – мое сердце не здесь, мое сердце осталось где-то в горах…
Минкина Елизавета 13.07.2006