Ранний палеолит — время заселения Урала
Описание:
Примерно около 300 тыс. лет тому назад начинается проникновение человека на Урал. Самые древние орудия были найдены на стоянке Ельники-2 в Прикамье (возникшей примерно 300 тыс. лет тому назад) и стоянке Богдановка на Южном Урале (200 тыс. лет тому назад).
Человек продвигался на новые территории в более теплые межледниковые периоды, но совместные находки орудий труда и костей холодолюбивых животных (мамонта, шерстистого носорога) говорят о том, что наш далекий предок был приспособлен и к более суровым природным условиям. Он делал орудия, умел добывать огонь, выделывать шкуры и шить одежду. Палеолит в Северном полушарии — это период наступления и отступления ледников. Во время наибольшего распространения ледниковый щит покрывал Уральские горы до широты современного г. Североуральска. Следы горных ледников в виде «каменных рек» (обломков породы, перенесенных льдом) обнаружены даже на Южном Урале.
Поздний палеолит
Природные условия того времени были суровы: это тундро-степи с мамонтовой фауной (мамонт, шерстистый носорог, тигролев, бурый и пещерный медведь, бык, бизон, лошадь, северный олень).
К началу позднего палеолита завершилось формирование человека современного облика, появилась новая техника раскалывания камня (удлиненные сколы-пластины), многообразные орудия разного назначения. Люди стали строить легкие шалашеобразные жилища (стоянка им. М. В. Талицкого) и жилища из костей мамонта (стоянка Бызовая ), зародилось искусство.
Люди добывали пищу с помощью охоты на крупных животных, а также, возможно, в местах их массовой гибели (стоянки Гари I — Северное Зауралье, Шикаевка — Курганская область).
Среди пещерных стоянок того времени наиболее известны Каповая, Игнатиевская, 2-я Серпиевская. Именно в этих пещерах обнаружены единственные в России палеолитические рисунки (настенные изображения мамонта, бизона, быка и др., размером от 1 м до 6—7 см, выполненные красной и черной краской). Аналогичные изображения есть в пещерах Испании и Франции. Палеолитические пещеры с рисунками на стенах и потолке были предназначены для проведения ритуалов — особых действий, направленных на обеспечение удачи в охоте, увеличение числа животных, обучение и проверку знаний и умений юных воинов-охотников. Такие памятники получили название святилища.
Мезолит
Примерно 11 — 10 тыс. лет тому назад началось резкое потепление климата, исчезли мамонт, шерстистый носорог, большерогий олень. Сократилась и изменилась территория распространения северного оленя, песца и некоторых других животных. Формировались природные условия, похожие на современные. Человек вынужден был приспосабливаться к изменившимся условиям существования: вел подвижный образ жизни, строил недолговременные жилища, похожие на шалаш или чум.
Охотничье снаряжение в это время пополняется луком — изобретением мезолитической эпохи (его остатки найдены в Висском торфянике в Северном Приуралье). Из кремневой пластины небольшого размера, расколотой на части, и деревянной или костяной оправы стали делать составные (вкладышевые) орудия — ножи, кинжалы, гарпуны (заостренные орудия с зубцами для охоты и рыбной ловли). В Висском и Шигирском торфяниках сохранились предметы из дерева (весла, лыжи) и кости (гарпуны с орнаментом, наконечники). К концу мезолита относится знаменитый Шигирский идол.
Население занималось охотой, рыбной ловлей, добывало камень. В пещере Камень Дыроватый на р. Чусовой обнаружено святилище, в котором найдено много наконечников стрел, датированных временем от мезолита до позднего железного века.
Неолит
К эпохе неолита относятся серьезные преобразования во всех сферах человеческой жизни: на территориях, благоприятных климатически (Ближний Восток, Средняя Азия, Северное Причерноморье), произошел переход к земледелию и скотоводству; на самом юге Урала стали выращивать полезные растения и разводить коров, овец и коз и одновременно продолжали охотиться (чаще на лося); появились большие постоянные поселения, первая глиняная посуда — керамика. Эти важные изменения получили у ученых название «неолитическая революция>>.
На Урале именно в эпоху неолита в отдельное самостоятельное занятие выделилось горное дело (добыча и обработка камня — кремня, яшмы): из крупных кусков породы каменными пилами стали выпиливать заготовки топоров и тесел. Тесло — плоский и тяжелый рубящий инструмент, изготовленный из камня или металла, который затем шлифовали и полировали. Каменный шлифованный топор расширил возможности человека в сооружении жилищ, охотничьих засек, рыболовных загородок.
Население стало жить оседло, большими поселками, по берегам рек и озер. Жилища различались размерами (от 16 до 200 м2), формой (квадрат, прямоугольник, многоугольник, овал или круг) и глубиной котлована (углубленной части). В строительстве применяли дерево, в горной части Урала использовали скальные выходы, включали их в жилище в качестве стен, а иногда и крыши. Продолжали сооружаться и более простые жилища — чумы, особенно в летнее время. Обилие рыбы, ее ловля сетями и ловушками позволяли древним уральцам подолгу оставаться на одном месте. Охота разными способами также давала пищу и материал для одежды, обуви и домашней утвари. Древние жители собирали ягоды, заготавливали орехи, лекарственные и съедобные растения.
Первая глиняная посуда на Урале появилась в VI тыс. до н.э. Это были сосуды реповидной или полуяйцевидной формы с приостренным дном. Вся их поверхность была покрыта волнистыми или прямыми линиями, отпечатками палочки, косточки или специального штампа, чаще — гребенчатого (его оттиски похожи на следы от вдавливания гребня). Родственные коллективы делали посуду по известным им рецептам и украшали традиционными узорами.
Изучая распространение посуды с одним и тем же орнаментом, специалисты выделили несколько археологических культур, в том числе те, остатки которых принадлежали выходцам с более южных территорий.
Неолитические памятники Урала представлены в основном поселениями, мастерскими по обработке камня и своеобразными холмами, похожими на курганы (Махгыльский, Кокшаровский). Их назначение, скорее всего, было связано с проведением ритуалов.
Энеолит — начало освоения металла
Находки медных изделий, относящихся к энеолиту, на Урале единичны, но велико их значение для понимания дальнейшего развития металлургии бронзы. Первые металлургические центры складываются на юге Урала в III тыс. до н. э., однако технология обработки камня достигает в это время высокого уровня. Используются все доступные источники сырья; возможно, при раскалывании применяется система рычагов.
Люди эпохи энеолита ведут комплексное хозяйство, включающее охоту, рыболовство, собирательство в разных соотношениях в зависимости от конкретных природных условий. Так, жители поселков на Андреевском озере под Тюменью более всего занимались рыболовством. Свидетельство тому — частые находки скоплений глиняных грузил — остатков сложенных сетей.
На Южном Урале, помимо прочего, развиваются земледелие и скотоводство. В местах природного обитания лошади (окрестности поселения Ботай в Северном Казахстане) начинается ее приручение и одомашнивание, что коренным образом изменило образ жизни населения степных районов.
Более разнообразными становятся жилища — полуземлянки, землянки, наземные дома. Орнамент на посуде отличается нарядностью и включает схематичное изображение птиц, животных, людей. В уральских торфяниках (Горбуновском, Карасьеозерском) собрана коллекция деревянной посуды со скульптурными изображениями птиц. Найдены также деревянные фигурки лося, медведя, змеи, идола.
В энеолитических погребениях часто встречаются каплевидные подвески из камня и кости, следы огня. Многочисленные изображения птиц (на глиняной и деревянной посуде), возможно, связаны не только с их значением в хозяйстве энеолитического населения (объект охоты), но и с представлениями об окружающем мире, который состоит из трех частей: верхнего, среднего и нижнего. Птица — важная часть среднего мира, а в погребениях она — проводник души из одного мира в другой.
О сложных мифологических представлениях и практических знаниях древних охотников можно судить по таким необычным памятникам, как наскальные рисунки и объекты с круговой планировкой. Рисунки наносились на открытых, хорошо освещенных скалах, возвышающихся над землей, рекой или озером. Красно-коричневой или черной краской изображены птицы, ловушки, загородки.
Несколько лет назад археологи раскопали необычный объект Савин I в Курганской области. Он состоял из двух ровиков, образующих в плане цифру 8. В них обнаружены остатки ямок от столбов и ямы с захоронениями животных и людей. Планировку главных и второстепенных столбов изучали вместе археологи и астрономы. Они установили, что сложная система столбов указывает расположение Луны и Солнца в разные периоды года. Необычные объекты были связаны с осенним и весенним равноденствием, летним солнцестоянием. Это сооружение было святилищем.
Металлургические центры древнего Урала
Самые древние медные рудники — Каргалинские — расположены на Южном Урале. Их эксплуатация началась еще в III тыс. до н. э. Распространение металла и установление бронзового века на Урале происходит во II тыс. до н. э. Возможно, первые опыты по выплавке металла производились в обычных сосудах в костре (известны фрагменты сосудов со шлаком и каплями меди). И все же для получения бронзы (сплава меди с оловом или свинцом) необходима более высокая температура с использованием искусственного поддува — дополнительного притока воздуха. Для этого сооружали специальные плавильные печи-горны. На поселении Аркаим металлургические печи были соединены с колодцами, создававшими сильную тягу воздуха. Из бронзы отливали проушные топоры, топоры-кельты, ножи, серпы, наконечники копий.
Одним из наиболее богатых металлическими вещами могильников является Турбинский (Прикамье). Близкие по внешней форме, украшению (фигурки животных, орнамент) и составу металла предметы были распространены во II тыс. до н. э. на территории от Волги до Енисея. Это явление получило у археологов название сейминско-турбинского феномена.
Появление бронзы позволяло делать более разнообразные и удобные орудия и оружие. Активизировался обмен.
Роль мужчины в семье и обществе росла. Особое значение древних металлургов нашло отражение в специализированных погребениях литейщиков-кузнецов.
Археологические культуры и общности эпохи бронзы.
В эпоху бронзы формируется ряд новых археологических культур. Наиболее известными из них в таежной зоне являются черкаскульская, межовская и гамаюнская. Лесные племена Урала продолжают вести традиционное охотничье-рыболовецкое хозяйство, но чем ближе к южной кромке тайги, тем сильнее было влияние соседей и явственней ощущалось проникновение производящих форм хозяйства (земледелия и особенно скотоводства).
Из археологических культур образовывались более крупные объединения — археологические общности. Одна из таких общностей — андроновская — заняла вместе с родственными ей культурами территорию лесостепей и степей Урала и Казахстана. «Андроновцы» занимались скотоводством — разводили коров, овец, лошадей. При этом особенно возросла роль лошади.
Поселения были укрепленные и неукрепленные, жилища представляли собой постройки с углубленным полом или полуземлянки с деревянным каркасом. Их строили, используя дерево, глину, дерн. Площадь жилищ составляла 25—130 м2.
Посуда андроновских культур была горшечной или баночной формы. Она была украшена меандрами, свастикой. Некоторые особенности андроновской культуры позволяют ряду исследователей указывать на ее связь с ариями — древними представителями индоевропейской языковой семьи. Часть ученых считает, что «андроновцы» принадлежали к финно-угорской ветви уральской языковой семьи.
«Страна городов»
Проблема древних ариев обсуждается также в науке в связи с открытием «страны городов» на Южном Урале. Первым и самым исследованным поселением с круговой конструкцией, преднамеренной планировкой площадки, мощными укреплениями стал Аркаим. На Аркаиме раскопаны жилища, металлургические печи и колодцы, ливневая канализация, остатки стены. Продолжается изучение природного окружения древних обитателей Аркаима и следов их хозяйственной деятельности. Совместно с археологами здесь трудятся палеоботаники, почвоведы, палеозоологи, геологи, геофизики, астрономы. Сейчас с помощью аэрофотосъемки и наземной разведки выявлено свыше 20 укрепленных круговых поселений.
Население Аркаима хоронило своих умерших сородичей по обряду, выявленному при раскопках могильника Синташта. Рядом с ним исследованы остатки частично сохранившегося поселения с жилищами, расположенными по кругу, как на Аркаиме. Жертвенные комплексы, захоронение коней, колесницы, большая роль огня, сосуды с солярными (солнечными) знаками, богатое вооружение находят аналогии в индоиранском эпосе. Сложный вопрос: «Где была родина ариев?» — пока остается нерешенным, хотя не исключено, что Южный Урал входил в территорию их формирования.
Ностратическая языковая семья (лат. noster — наш) — макросемья языков, включающая в себя ряд языковых семей и языков Европы, большей части Азии (кроме Дальнего Востока), Африки (индоевропейские, картвельские, афразийские, уральские, алтайские, дравидийские и др.). Самая известная ветвь этой семьи — индоевропейская, в которой выделяют романскую (французский, итальянский, испанский, румынский и др.), германскую (немецкий, английский, шведский, норвежский, датский), балтийскую (латышский, литовский), иранскую (таджикский, фарси, афганский, парфянский, мидийский и др.), славянскую и другие группы. Другая крупная ветвь — уральская, которая включает языки ненцев, ханты, манси, а также многих народов Поволжья (удмуртов, мордвы, марийцев), Прибалтики (эстонцев) и Северной Европы (финнов, карел, коми, саамов). Гипотезу о родстве ностратических языков выдвинул датский ученый X. Педерсен. Российский ученый В.М. Иллич-Свитыч доказал научную обоснованность данной гипотезы.
Шигирские идолы
В окрестностях поселка Нейво-Рудянка Кировград- ского района Свердловской области находится Шигирский торфяник, богатый десятками памятников археологии датируемых эпохой мезолита — раннего железного века. В середине XIX в. при поисках и добыче золота, а также в более поздние времена здесь были обнаружены многочисленные древние изделия из камня, рога, кости, дерева. Среди них два древнейших идола, многочисленные весла, жертвенный деревянный сосуд в виде лося, изображения лося, птицы, змей из рога и дерева, тысячи костяных наконечников стрел.
В 80-е гг. XIX в. в екатеринбургский музей УОЛЕ (Уральского общества любителей естествознания) был передан Большой Шигирский идол, вырезанный из лиственницы или ели. Туловище идола представляет собой доску, на которой вырезаны личины (изображения, напоминающие лица) и геометрический орнамент. Некоторые исследователи полагают, что этот орнамент может изображать тулово личин. Большой Шигирский идол — это самая большая, самая древняя деревянная антропоморфная скульптура.
Позднее был найден и Малый Шигирский идол — деревянная человеческая голова размером около 20 см. Его датировка затруднена.
Железный век
Основные признаки железного века.
Первые железные вещи на Урале появляются в начале I тыс. до н. э., но долгое время цветная металлургия, то есть производство меди и бронзы, остается господствующей. Железный век — время специализации и обмена между отдельными группами и племенами, появления имущественного и социального неравенства людей, возрастания роли войны и мужчины-воина в обществе. В Средней Азии сложились государства, которые влияли на жизнь соседних степных племен. Подвижный, воинственный мир скифов оказывал давление не только на кочевников Поволжья и Урала, но и на жителей лесостепной и южной кромки таежной зоны. В раннем железном веке образ жизни и занятия лесных племен Среднего Зауралья, Приуралья, кочевников Южного Урала и населения лесостепей Зауралья во многом различны.
Металлурги Среднего Урала
В Среднем Зауралье, в основном в его горно-лесной части, жили племена иткульской культуры. Памятники располагались на возвышенных открытых берегах озер или вершинах гор. Они представляли собой укрепленные площадки-городища, окруженные стеной, валом и рвом. Размеры площадок колебались от 250 м2 до 3800 м2. Здесь при раскопках были обнаружены многочисленные основания металлургических горнов, ямы, кострища, специальные площадки, остатки жилых и производственных помещений. Один из самых известных и изученных памятников иткульской культуры находится на горе Думной (г. Полевской). Для выплавки металла здесь использовалась руда с Гумешевского месторождения. Производственные и жилые помещения располагались в разных частях городищ.
Металлургические горны имели овальную, округлую или восьмеркообразную форму и были углублены в грунт на 0,3—0,7 м. Предполагаемая высота наземной части горна 1 м. Стены плавильни сооружались из деревянного каркаса, обмазанного глиной, а также из камней и комьев глины. О полном цикле металлургического производства говорят находки: песты для дробления руды, воздуходувные сопла, тигли, льячки, литейные формы и готовые изделия — мечи, наконечники стрел, кайла, ножи, топоры-кельты, клинья, шилья, украшения, изображения птичек — птицевидные идолы.
Возможно, у иткульцев практиковалось разделение труда между горняками-металлургами и кузнецами-литейщиками, но существовали специалисты, умевшие делать то и другое. О высоком профессиональном уровне иткульских литейщиков говорит то, что литье металла производилось в открытые и закрытые формы, состоящие из двух или трех створок-частей (формы делали из тальковой породы, глины, меди). Кузнецы владели приемами вытяжки, расплющивания, пробивки, сварки, шлифовки, заточки, обрезки металла.
Иткульский металлургический центр снабжал сырьем племена Приуралья, а готовыми изделиями — скифо-сарматских кочевников. Иткульские наконечники, кинжалы, украшения отвечали потребностям и моде южных соседей. Вооружая их, иткульское население получало в обмен прежде всего скот и, возможно, навыки ухода за ним, что способствовало внедрению скотоводства. Занимались они и охотой.
Черная металлургия в иткульском центре только зарождалась (не ранее IV-III вв. до н.э.). Немногочисленные вещи были откованы из железа и не являлись предметом обмена.
Лесные племена Приуралья
Об образе жизни обитателей этой территории в период раннего железного века мы можем судить по материалам ананьинской культуры и сменившей ее гляденовской культуры.
Ананьинская общность занимала территорию от современной Республики Башкортостан до Республики Коми. Ее памятники представлены городищами-поселениями, укрепленными системой рвов и валов, а также неукрепленными поселками-селищами и могильниками. Городища
Южного Приуралья были предназначены для обороны в случае нападения конницы степных племен. Самый известный могильник, давший название культуре, а затем и общности — Ананьинский. При его исследовании была обнаружена каменная плита с изображением мужчины-воина, одетого в узкий короткий кафтан с поясом, штаны и остроконечный головной убор. В других ананьинских мужских погребениях найдено много оружия, бронзовых бляшек, которыми были расшиты одежда и пояс. По-видимому, война в этот период становится важным занятием в жизни приуральцев, особенно в южных районах. Ананьинское войско — пешее, было вооружено бронзовыми топорами- кельтами, луками и копьями. Выделение военных вождей происходило в случае опасности нападения и в ходе сражений. В мирное время их роль была невелика, поэтому и богатых погребений с оружием мало.
В женских погребениях найдены, кроме бронзовых бляшек, металлические и стеклянные бусы, привески, ожерелья из раковин, браслеты, перстни. На городищах встречены многочисленные следы обработки металла и изготовления бытовых предметов и вооружения. По мнению специалистов, «ананьинцы» получали металл от своих восточных соседей (из иткульского металлургического центра), а готовые вещи поставляли степным кочевым племенам.
Хозяйство лесного населения Приуралья было комплексным и включало подсечно-огневое земледелие, скотоводство, охоту и рыболовство. В южных районах преобладали скотоводство и земледелие, в северных — охота. Разводили лошадей (чаще всего низкорослых), свиней, крупный рогатый скот. На поселениях найдены зернотерки из камня, металлические серпы, остатки обгоревших зерен, рыбьи позвонки, чешуя, костяные гарпуны и медные крючки. Важное значение в жизни населения имела охота на лося, косулю, северного оленя, но главным образом на пушных животных (лису, зайца, бобра, куницу). Пушнина была объектом обмена между ананьинскими и скифо-сарматскими племенами.
На городище обычно жил один род численностью 50— 60 человек, во главе которого стояли старейшины. Дома ананьинцев были длинные бревенчатые, наземные (пол углублен на 10—30 см) с двускатной крышей и одним входом. Окон не было (видимо, в целях экономии тепла). Очагами служили простые костры, обложенные камнем.
Главная роль в семье принадлежала мужчинам, выполнявшим военные и хозяйственные обязанности. Охота, скотоводство, подсечное земледелие (в частности, вырубка леса) требовали мужской силы и сноровки. Возможно, роль женщины была выше в духовной и домашней сферах. Найденные у очагов глиняные женские статуэтки отражают существование культа женщины-прародительницы, хранительницы очага, покровительницы животных. Существовали и другие культы: животных, солнца. В памятниках ананьинской культуры встречены костяные скульптурные головки медведей, лосей, амулеты из клыков, металлические фигурки животных, часто — птиц с распахнутыми крыльями и с человеческой личиной. В раннем железном веке в Прикамье зарождается пермский звериный стиль. С почитанием солнца связаны металлические бляшки округлой формы, глиняные и костяные пряслица-диски.
Гляденовская культура знаменита своеобразными памятниками-костищами, выполнявшими скорее всего роль культовых мест-святилищ. В жертву приносили диких (медведя, лося) и домашних (лошадь, крупный рогатый скот) животных. В центре располагался участок, где были выложены черепа животных, между которыми находились кости передних конечностей, после чего порядок нарушался. На костищах встречено много мелких металлических изображений животных и человека, продолжающих художественные традиции ананьинского населения (пермский звериный стиль). Так, на Гляденовском костище найдены фигурки хищной птицы, похожей на филина, с одной или двумя головами и человеческим лицом на ее груди и 19 фигурок медведя в жертвенной позе (голова между параллельно лежащими лапами ).
Племена зауральской лесостепи
В лесостепной полосе Зауралья существовали племена саргатской культуры. Памятники саргатской культуры представлены городищами, селищами, могильниками. Городища располагались на высоких мысах (рвом и валом отгораживалась напольная часть, остальные стороны имели естественные преграды-обрывы) или береговых террасах (в таком случае укрепление шло по всему периметру округлой или многоугольной площадки). Площадь городищ колебалась от 600 до 4 500 м2. Большую часть поселений «саргатцев» составляли неукрепленные селища. Жилища на них могли располагаться без определенного порядка, а на городищах шли вдоль вала. Они состояли из одного или нескольких помещений, (в том числе и хозяйственных). Население разводило лошадей, коров, овец. Были найдены даже кости верблюда. Охота была вспомогательной отраслью хозяйства. На саргатских памятниках много железных вещей (особенно оружия). Часть этих вещей попала в Сибирскую коллекцию, но многое было расхищено.
Хоронили саргатцы своих соплеменников под земляными насыпями-курганами, размеры которых различны (от 4—6 м до 80—100 м в диаметре). Самые крупные курганы высотой до 10 м получили название «царских» или «дружинных».
Погребальные традиции саргатского населения были близки скифским, распространенным в степях в I тыс. до н.э.: в центре находились одно или два погребения, над которыми возводились надмогильные сооружения из бревен, веток, жердей. В мужские могилы клали принадлежности конской упряжи, лук и стрелы, мечи, кинжалы, топоры, в женские и детские — украшения (бусы, серьги), зеркала, веретена с пряслицем-грузиком. В могилу ставили горшок с пищей. Почвоведы установили, что в Гаевском могильнике на р. Тобол в одном сосуде была жидкость, возможно молоко, а в другом — остатки мясной пищи. На могиле совершали поминальные обряды, жгли огонь. Антропологи установили, что саргатцы были представителями европеоидной расы с признаками монголоидных черт, много времени проводили верхом на лошади. Вопрос о языке саргатского населения остается неясным. Не исключено, что здесь могло быть двуязычие или смена иранского и угорского языков.
Степные кочевники Южного Урала
На Южном Урале в раннем железном веке обитали племена, входившие в савроматскую или савромато-сарматскую общность, — кочевники, передвигавшиеся по определенным маршрутам. Скот (овцы, лошади, крупный рогатый скот), весь год находившийся на подножном корму, был частной собственностью семьи или ее главы.
Подвижный образ жизни этих племен не сохранил для нас следов их поселений. Главный источник информации о савроматах-сарматах — захоронения. Среди них выделяются принадлежавшие военно-жреческой аристократии курганы диаметром более 100 м, а высотой — свыше 7 м. В погребениях под таким курганом обязательно совершалось захоронение боевого коня, богато убранного, с использованием золотых накладок, бляшек, выполненных в скифо-сибирском зверином стиле.
В мужских погребениях найдены многочисленные предметы вооружения (луки, стрелы в колчанах, железные мечи). С оседланным конем хоронили также женщин-жриц, которым в могилу клали золотые украшения (ожерелья, перстни, браслеты), зеркала, каменные курильницы-жертвенники. Роль этих женщин в сарматском обществе была значительна. Южноуральские сарматы в конце I тыс. до н.э. продвинулись в низовья Волги и Дона, а затем завоевали Скифию. Великий Рим платил дань сарматам. Поздние сарматы известны как длинноголовые аланы.
Скифо-сибирский звериный стиль — это особая манера изображать оленей, сайгаков, волков и хищников кошачьей породы (тигра, леопарда, пантеру). Животные всегда даны в движении или в напряженной позе (свернувшись перед прыжком). По мнению древних, мощь и свирепость изображенных животных могли усиливать действие оружия, ускорять бег боевого коня. Звериный стиль в искусстве раннего железного века был распространен от Алтая до Причерноморья и при общем сходстве имел своеобразные черты, характерные для отдельных территорий и племен. Самая большая коллекция вещей, выполненных в этой манере, на Урале найдена при раскопках Филипповского кургана в Оренбургской области.
«Великое переселение народов» и его последствия
Оно началось с миграции (передвижения) готов из Скандинавии в Крым. Но для Урала более важными были импульсы, приданные гуннами. Еще в последние века до новой эры хунну («северные варвары», по китайским источникам) образовали в Центральной Азии мощный союз, внутри которого начиналась ожесточенная борьба. Часть хунну ушли в степи Средней Азии и Казахстана. Одной из причин их исхода ученые называют иссушение климата и наступление пустыни Гоби. Некоторое время о них нигде не упоминалось, а затем началось стремительное движение гуннов (под этим именем они становятся известны в первых веках нашей эры) по просторам евразийских степей. Они увлекли с собой сарматов, аланов, угров, возможно и часть населения саргатской культуры. Необычайная стремительность сделала гуннов как бы невидимыми для археологов — остатков их материальной культуры немного. На Южном Урале раскопан Большекараганский могильник, в котором были погребены гунны, имевшие европеоидный облик (среднеазиатского, иранского типа), в одном случае — монголоидный; курганы у села Салихово — с насыпями из камней, узкими, вытянутыми могилами и дощатыми гробами.
К западу от Волги гунны покорили аланов и, поглощая в своей массе другие степные народы, продвинулись в Европу и способствовали падению Римской империи. Вслед за гуннами по степям Евразии двинулись мадьяры, печенеги, кипчаки и др. Не только степь и кромка лесостепи, но и тайга Урала и Западной Сибири испытали на себе влияние миграционных процессов Великого переселения. Под давлением тюрок произошло перемещение на Южный Урал части угорского населения (возможно, саргатского), где сформировалась культура, территорию которой отождествляют с так называемой Великой Венгрией. Это население оставило курганы, в насыпях которых были ритуальные захоронения конских голов и ног, возможно, шкуры, а в могилах найдены остатки конской сбруи (стремена и удила), поясные пряники, наконечники стрел и костяные детали луков, серебряные подвески и медальоны, маски-наглазники. Отсюда началась миграция венгров-мадьяр в Европу, на земли их современной родины.
С движением тюркоязычных кочевников связаны и первые упоминания о башкирах (свидетельство Ахмада ибн Фадлана — секретаря посольства, посланного из Багдада в Волжскую Болгарию в 922 г.).
Лесное Приуралье в I тыс. н.э.
В Приуралье в это время происходило формирование археологических культур, население которых говорило на пермских языках. Оно испытывало на себе влияние и даже давление в результате миграционных потоков с юго-востока (оттуда перемещалось угорское население, которое вобрало в себя, то есть ассими лировало пермское население Северной Башкирии) и с юго-запада (оттуда двигалось фииноязычное население Поволжья). В I тыс. н.э. складывается праудмуртская общность на территории Нижнего Прикамья, Нижней Белой, Средней и Нижней Вятки. Выделение удмуртского языка из общепермского происходит, по мнению лингвистов, в это же время. На территории Верхнего Прикамья и бассейна р. Вычегды формируются пермоязычные культуры. Хозяйство здесь остается комплексным. Начинается переход к пашенному земледелию (первые пашенные орудия датируются IX в.). Увеличивается роль скотоводства. Сохраняют значение охота и рыболовство. Продолжается развитие металлургического производства, происходит превращение его в ремесло, повсеместно внедряется железо. Пермский звериный стиль достиг в это время своего расцвета. Как и в предыдущее время, из металла делали фигурки медведя, лошади, лося, птиц с личинами (лицами людей) на груди. Появились крупные пластины с изображением людей, человеколосей (людей с лосиными головами) и более сложными композициями, отражающими три мира (нижний, средний и верхний).
К концу I тыс. н. э. формируются культуры, черты которых можно проследить в более поздних культурах коми н удмуртов.
Лесное Зауралье в I тыс. новой эры
В лесном Зауралье в I тыс. н. э. распространяются памятники петрогромской культуры. Это были либо временные стоянки, либо места металлургического производства, могильники. На горе Петрогром производство металла началось в раннем железном веке (иткульские остатки) и продолжалось до XII—XIII вв. Здесь выплавляли медь, варили железо, изготовляли металлические орудия и оружие. На Петро- громе собрана керамика разных групп населения, что, возможно, свидетельствует об обмене или совместном использовании продукции этого металлургического центра. Могильники с насыпями (курганы) или без них (грунтовые) содержали оружие, предметы конской сбруи, кости лошади, посуду с оттисками шнура.
Нижнее Приобье в I тыс. н. э.
В таежной зоне Нижнего Приобья отмечается постепенность и преемственность в развитии культуры. Памятники этого времени представлены хорошо укрепленными городищами, могильниками, кладами. Городища имеют развитую систему обороны: ров, вал, в толще которого фиксируются остатки деревянных стен. Жилища незначительно углублены в землю, имеют подсыпку стен и очаг в центре. Черная металлургия зарождается здесь уже в начале I тыс. н.э. Изменяется бронзолитейное производство. Особенно представительна коллекция бронзовых изделий из Холмогорского клада.
К предметам вооружения относятся кинжалы, ножи и наконечники копий и стрел. Культовое литье включает изображения человека, человека-птицы, животных. Хозяйство населения Нижнего Приобья остается традиционным: охота, рыболовство, собирательство, но развивается транспортное оленеводство, позволившее осваивать просторы тундры.
На протяжении многих веков Урал оставался перекрестком путей многих народов. Его географическое положение на стыке Европы и Азии во многом предопределило полиэтнический состав населения и многообразную и сложную этническую историю. Исследователи считают, что древние уральцы принадлежали к урало-алтайской этнолингвистической общности, и предполагают, что в середине IV тыс. до н. э. древнеуральское население разделилось на две ветви: восточную (предположительно — предков самодийцев) и западную (финноугорская общность). Во II тыс. до н. э. финно-угорская общность распалась на финно-пермскую (предки коми-пермяков и удмуртов) и угорскую (предки ханты и манси) ветви. Именно эти народы относятся к аборигенному населению Урала.
Языческие верования и культы
В основе традиционных верований коренного населения Урала лежал сложный комплекс представлений, уходящих корнями в глубокую древность. Наряду с промысловой и военной магией, фетишизмом и тотемизмом (верой в родство с теми или иными животными, рыбами и птицами), особое место в нем занимал анимизм. С последним, в свою очередь, были тесно связаны вера в добрых и злых духов и представления о загробном мире.
Все это сопровождалось соответствующей культовой практикой. Идолам, изготовленным в зооморфном или антропоморфном виде из камня, дерева, металла и других материалов, приносились жертвы. Отправлением культа занимались шаманы, выступавшие посредниками между людьми и потусторонними силами. Они охраняли и обслуживали идолов, совершали жертвенные ритуалы, вступали во время камланий (шаманство) в контакт с духами, занимались предсказаниями и т. п. Свои обряды и жертвоприношения шаманы совершали в особых священных местах, где располагались специальные святилища.
Наряду с профессиональными служителями культа, которых было сравнительно немного, жреческие функции мог выполнять в домашних условиях любой глава семьи или рода. Кроме того, сакральные (священные) обязанности традиционно возлагались на племенных вождей.
В зависимости от природно-климатических условий и особенностей хозяйственной деятельности, у разных народов преобладали те или иные культы. Так, для тюркоязычных кочевников-степняков был характерен культ коня. У живших в лесах финно-угров особо почитались медведь (отсюда — клятва пе ред его лапой или зубом и ритуальный медвежий праздник), лось, бывший символом достатка и благополучия (по случаю добычи первого весеннего лося устраивался лосиный праздник), и другие священные животные и птицы, в связи с убийством которых полагалось приносить жертвы духам. То же наблюдалось и в отношении некоторых пород рыб. Духам леса и воды — покровителям охоты и рыбной ловли — также приносились жертвы, а в их честь устраивались праздники.
У земледельческих народов Урала (удмуртов, марийцев, коми-пермяков) складывались соответствующие аграрные культы, которые делились на циклы: зимне-весенние (связанные с подготовкой к весенним работам и посевом зерновых) и летне-осенние (связанные с ожиданием урожая и его сбором). Отправление этих культов сопровождалось соответствующими ритуалами и жертвоприношениями .
Мифологическая картина мира
Примерно в IV—III тыс. до н. э., то есть в эпоху языковой и культурной общности финно-угорских народов Урала, у них постепенно начинает складываться система мифологических представлений. Испытавшая впоследствии религиозно-культурное влияние соседних племен и народов и оформившаяся в определенные локальные варианты, финно-угорская мифология сохранила в своей основе известное единство.
Так, согласно мифологиче