ГОНЧАРНАЯ СЛОБОДА
Описание:
ГОНЧАРНАЯ СЛОБОДА
Гончарная слобода возникла на месте села Бабышево известного с 1389 года. На пересечении улицы Гончарной с проездом Артиллеристов, находится Богоявленская церковь. Церковь Богоявления была известна раньше как церковь в честь Зачатия Святой Анны. Улица Гончарная называлась ранее Зачатьевской.
Село Бабышево впервые было упомянуто в духовной грамоте Димитрия Донского, в которой он завещал село своей супруге Евдокии Дмитриевне, и с тех пор пригородной вотчиной владели великие Московские княгини, о чем свидетельствует название села – Бабышево. По преданию, супруга великого Московского князя Иоанна III – София Палеолог – долго молилась на месте будущего храма о чадородии, и дала обед Господу, что в случае рождения сына на этом месте будет возведен храм. Узнав о том, что она ждет младенца, великая княжна в своем пригородном селе Бабышево воздвигла деревянный храм в честь Зачатия святой праведной Анны. В храме, слева от Царских врат в иконостасе главного алтаря пребывает образ Богоматери Смоленской, на Которой, как и на Младенце, изображены венцы, напоминающие о венценосных ктиторах храма – Софии Палеолог и её сыне, наследнике престола Василии III. На рубеже XVI–XVII веков Зачатьевская церковь сгорела. После пожара в пепле был обретен неповрежденный от огня образ Нерукотворного Спаса. В память об этом чудесном событии, вновь отстроенную церковь в 1648 году освятили в честь Нерукотворного Образа Господня. В 1680 году Богоявленский храм перестраивается в камне. Закладывали его со старым названием, но 7 июля 1689 года освятили в честь Богоявления. Постепенно пригородное село Бабышево становится Гончарной слободой Коломны. Согласно грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 1685 года, село было включено в состав города. Сначала здесь жили каменщики и кирпичники – строители Коломенского кремля, а потом гончары, которые своей продукцией прославили родной город на всю Россию. Ремесленники изготовляли не только бытовую посуду, но и полихромных изразцы с рельефным орнаментом, а так же поливные и с позолотой для государева двора и боярских хором. В XIX веке В. И. Даль зафиксировал поговорку: «Крепок, как Коломенский горшок», а в повести И. С. Тургенева «Муму» можно прочитать: «…обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как Коломенский горшок…». Знаменитый горшок из белой глины начал изготовляться в нашем городе на рубеже XIV – XV веков и к XVI веку получил распространение почти по всей стране. До конца XVIII в. Богоявленская церковь не отапливалась, поэтому зимой служба переносилась в соседнюю деревянную теплую церковь, освященную в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Память об этой церкви сохранилась до наших дней в названии одного из приделов. С Богоявленским храмом связано весьма значимое событие в церковной истории России – рождение великого церковного и общественного деятеля России XIX века святителя Филарета митрополита Московского и Коломенского. Об этом событии была сделана запись в метрической книге Богоявленского храма: «У Соборного диакона Михаила Федорова родился (26 декабря) сын Василий, крещен генваря 1-го числа. Воспреемником был соборный ключарь Петр Васильев, воспреемница Домника Прокопиева, жена иерея Никиты Афанасьева». Здесь служили священниками его прадед Афанасий и дед по материнской линии – иерей Никита. Все младенчество будущего владыки прошло в Гончарах, в доме деда и бабушки Домники, которая была крестной матерью своему внуку. Митрополит ФИЛАРЕТ (Дроздов Василий Михайлович) (1782-1867), выдающийся церковный и общественный деятель. С 1826г. Московский митрополит. Действительный член Императорской Российской Академии наук. Основная его заслуга – перевод Священного Писания с церковнославянского языка на русский. Активно содействовал возведению Храма Христа Спасителя в Москве. Участник составления Манифеста 1861 г. об отмене крепостного права. В 1994 г. Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине и является небесным покровителем Коломны. День памяти — 19 ноября (2 декабря). В приходе Богоявленской церкви долгое время священствовали предки митрополита Филарета, здесь был настоятелем и его брат. Святитель Филарет неоднократно бывал здесь, говорил проповеди, вел переписку с коломенскими родственниками. Традиционно настоятелями гончарского храма вплоть до начала ХХ века становились священники, женатые на девицах из рода святителя Филарета.