Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Ораниенбаум"
О компании:
Альбом чертежей ораниенбаумских построек Ринальди, состоящий из 29 листов, дает полное представление об архитектурном ансамбле Собственной дачи. Сравнив материалы гравированного альбома с планом и рукописным альбомом Ораниенбаума де Сент-Илера 1775 г., можно видеть, что замысел Ринальди в основном был осуществлен без отступлений от проекта.
На первом листе гравированного альбома помещен генеральный план Собственной дачи. Прямоугольный по конфигурации ансамбль, обнесенный оградой, Ринальди расположил на верхнем плато, юго-западнее Большого дворца. В него зодчий включил Новый дворец, известный позднее под названием Концертного зала. Здание дворца, возведенное, видимо, в начале 1730-х гг. на береговом уступе, заняло место в северо-восточной части Собственной дачи. Ринальди проложил по оси Концертного зала одну из основных аллей парка, названную позднее Тройной липовой.
Скаты Катальной горки, расположенной вблизи Концертного зала, и широкая аллея, продолжавшая их направление до Оранжереи, являлись главной продольной осью, которая делила территорию Собственной дачи на две неравные части. В восточной, меньшей, части были размещены основные архитектурные сооружения. Она решалась в принципах регулярного «французского» парка (центр этой части между Китайским дворцом и Концертным залом сохранил до нашего времени геометрически правильную разбивку аллей). Западная, большая, часть парка с фигурными прудами была близка к пейзажному, «английскому».
В русском садово-парковом искусстве в тот период уже намечался отход от регулярной к более свободной, пейзажной планировке парка. Мастера, работавшие над созданием пейзажных парков, были верны этим принципам, и обычно, как это имело место, например, в Царском Селе, пейзажный парк создавали на свободной территории.
В этой связи особенно значительной, на наш взгляд, является работа Ринальди над созданием садово-паркового ансамбля Собственной дачи. Она свидетельствует об искании зодчим нового, своего пути именно в органическом сочетании двух принципов паркостроения. И действительно, два различных по принципу композиции парка, расположенных на территории Собственной дачи, не только не имеют резкой границы, а наоборот, как бы переходят один в другой. Такое единение достигается рядом приемов. Прежде всего в композиции восточной части парка, в самом принципе регулярной разбивки есть характерные особенности, говорящие об отходе от приемов устройства регулярных парков XVII—XVIII вв. Как известно, дворец в таких парках являлся архитектурным центром, которому подчинялась вся композиция. Широкие аллеи были рассчитаны на обозрение строений с самых далеких перспектив. Китайский дворец — главное сооружение Собственной дачи — трактован как интимный парковый павильон. Он связан с небольшим прилегающим к нему с юга регулярным участком парка, а с пейзажными частями парка, расположенными к северу, непосредственной связи не имел.
К Китайскому дворцу подводили аллеи, разделенные на отдельные участки системой «колен».
Главная аллея, проложенная от Концертного зала и воспринимаемая как продолжение его центральной поперечной оси, не была геометрической осью планировки всей этой части парка. Каждый из отдельных участков, имевших различную конфигурацию, имел свой композиционный центр. Характерно, что находившиеся здесь основные архитектурные сооружения были расположены на концах аллей и являлись архитектурным завершением их перспектив. Например, на тупиковых площадках радиальных аллей стояли четыре каменных павильона — Кавалерские дома. Пятый дом для маршала двора был большего размера, чем остальные. Он располагался ближе к Китайскому дворцу, несколько в стороне от центрального регулярного участка парка.
По объемно-пространственному решению Кавалерские дома сходны с дворцом Петра III. В планах ряда Кавалерских домов Ринальди использовал вогнутые очертания, в некоторых случаях акцентируя таким приемом главный фасад. При всем разнообразии абриса, различной степени изрезанности плана, их архитектурный облик был единым: это одноэтажные домики с мансардами, с идентичными архитектурно-пластическими формами — пилястрами и фронтонами, статуями и вазами, орнаментальной лепкой.
Конфигурация многих комнат в Кавалерских домах сложна. Винтовые внутренние лестницы, столь любимые Ринальди, располагались не по главной оси зданий, кроме двух случаев.
Ринальди придавал большое значение этим небольшим домикам — малым формам, как назвали бы их теперь, часто встречавшимся в период расцвета садово-паркового искусства в XVIII в. Они были тщательно разработаны зодчим. План де Сент-Илера 1775 г. подтверждает, что Кавалерские дома были осуществлены в точном соответствии с замыслом Ринальди.
С восточной стороны нынешней Тройной липовой аллеи находились Китайские кабинеты. Панораму с 18 Китайскими кабинетами зафиксировал де Сент-Илер. Это были деревянные домики, украшенные резьбой. Одни из них представляли собой четыре стойки, объединенные сверху решеткой, другие — ажурные беседки, кровли которых были двускатными либо в форме паруса. Около домиков разбиты миниатюрные садики с небольшими круглыми и прямоугольными бассейнами.
Два китайских домика (изящный одноэтажный и двухэтажный со сложным двухступенчатым изломом кровли) находились в лабиринте, являвшемся непременной принадлежностью парков уже с начала XVIII в. В отличие от 18 летних павильонов, они и затейливее, и «монументальнее». Были здесь и другие сооружения в духе китайской архитектуры.
О взаимосвязи двух принципов планировки парка Собственной дачи можно говорить, знакомясь и с его западной, большей, частью. Здесь был устроен лабиринт фигурных прудов с 16 небольшими островками, соединенными между собой 17 подъемными мостиками. На островках располагалось пять маленьких деревянных беседок, украшенных резьбой. С южной стороны лабиринта находилась шестая беседка с куполом, увенчанным позолоченной статуей. Район фигурных прудов, несмотря на ярко выраженный пейзажный облик, в геометрической правильности отдельных участков, а также в очертаниях некоторых аллей и круглых площадок, окаймленных шпалерником, имел регулярный характер.
В центре геометрически правильного участка, расположенного к северу от лабиринта фигурных прудов, Ринальди проектировал Карусель. Ее плановое решение органически слилось с планировкой участка, а характер ее архитектуры не лишен некоторой монументальности. Это роднило Карусель с другими малыми формами Собственной дачи: Кавалерскими домами, Круглым храмом, а также Фрейлинским и Кофейным домиками по сторонам пруда у Китайского дворца, которые отмечены чертами переходного времени от барокко к классицизму. Это видно в усложненных объемно-пространственных решениях Кавалерских домов, Карусели и в отдельных элементах композиции — фронтонах и обрамлениях проемов, а также в пластике декоративных ваз.
Участок, расположенный на центральной оси Китайского дворца, носил ярко выраженный регулярный характер. В 1770 г. перед южным фасадом дворца был выкопан бассейн, берега которого укрепили естественным камнем — гранитом. Углы прямоугольного бассейна были срезаны, а с южной стороны его ограничила полуциркульная кривая берега. Согласуясь по форме с этой кривой и как бы замыкая перспективу против южного фасада дворца, располагалась дугообразная беседка, акцентированная на концах и по центру небольшими куполами. Каменные павильоны, также с куполами, венчавшими их средние части, предполагалось поместить с восточной и с западной сторон пруда. На месте одного из них, Фрейлинского дома, выстроенного у восточного берега пруда, была сооружена впоследствии Китайская кухня. С западной стороны пруда Ринальди предполагал возвести Кофейный домик, который так и не был построен.
Как видно из ринальдиевского генерального плана, Тройная липовая аллея системой «колен» переходила в аллею, расположенную по центральной оси северного фасада Китайского дворца или, как его именовал Ринальди,— Казино. Таким образом, перед зрителем, подходившим к дворцу, раскрывалась наилучшая точка обзора — его фронтальная перспектива. Углы широкой аллеи вблизи дворца были срезаны по дуге и оформлены деревянными трельяжными стенками. По верху их украшали вазы, а на фоне стенок красиво выделялись мраморные статуи и бюсты. Этот прием не только расширял пространство перед дворцом, но как бы объединял дворец, также увенчанный вазами и статуями, с ландшафтом. Впоследствии «колена» в конце Тройной липовой аллеи были уничтожены и теперь она подходит к северовосточному торцовому фасаду дворца, что значительно обедняет его перспективный обзор.
Умелый и предельно точный выбор композиционных акцентов, раскрытие архитектурного и ландшафтного замысла в пространстве, подчинение той или иной декоративной задаче обусловили создание ансамбля в какой-то степени двух стилистических направлений в садово-парковом искусстве. Именно в какой-то степени, ибо в создании ансамбля Собственной дачи проявились стилистические особенности творчества зодчего.
Ансамбль Собственной дачи следует упоминать с эпитетом «единственный». В этой оценке нет ни грана преувеличения. Действительно, это единственный ансамбль, где зодчему не пришлось делать заметных отступлений от проекта, где одному автору принадлежит и архитектура отдельных сооружений и планировка парка. Парк Собственной дачи был задуман и осуществлен в синтезе регулярного и пейзажного принципов паркостроения. Здесь тоже нет аналогов. Далее, ни в одном из сохранившихся ансамблей XVIII столетия нельзя проследить с такой удивительной последовательностью и цельностью синтез архитектуры и лапдшафта, архитектуры и живописи, пластики и прикладного искусства. Речь идет и о сохранности памятников, и об отсутствии существенных наслоений и переделок.
Китайский дворец — единственный памятник рококо в русской архитектуре. В нем неповторимо соединились декоративная прелесть рококо с нарождающимся классицизмом.
Дворец Петра III и ансамбль Собственной дачи —первые постройки Антонио Ринальди после переезда его в Петербург. И когда смотришь на простой и изящный дворец Петра III, на «подлинное чудо полного чудес XVIII века» — Китайский дворец и на чарующе прекрасный павильон
Катальной горки, вспоминаются слова Бальзака о том, что «существует весна гения, как существует весна любви». Ораниенбаумские постройки Ринальди — это весна гения.