Московский драматический театр им. А.С. Пушкина
г. Москва, Тверской бульвар, д. 23
О компании:
Московский драматический театр им. А.С. Пушкина разместился на Тверском бульваре, в доме № 23. Самые ранние сведения об этом здании относятся ко времени Екатерины II, к 1779 году, когда тайный советник князь И.А. Вяземский продал двор с домом в приходе церкви Иоанна Богослова за 3300 рублей бригадирше А.С. Дмитриевой-Мамоновой. В описании он был назван «каменными старыми палатами». Его протяженность по фасаду была значительно короче, чем сейчас. Последующие владельцы — генерал-майор И.Ф. Дмитриев-Мамонов, затем полковник П.А. Кологривов и Вырубовы — перестраивали дом, расширяя его. В середине XIX века в духе эклектики был обработан его фасад. В начале XX столетия дом купил действительный статский советник Портнов, первый этаж он сдавал клубу циклистов (так тогда называли велосипедистов) и музыкально-драматическому кружку, второй этаж — частной гимназии. В 1911 году дом приобрели братья Паршины, которые, по одним источникам, стали сдавать его под квартиры, а по другим, поместили в нем бухгалтерские курсы и воинское присутствие. В 1914 году молодой режиссер А.Я. Таиров искал для своего театра помещение. Вот как об этом вспоминала актриса Алиса Коонен: «…Мое внимание еще раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нем \"что-то есть\"». А вот слова самого режиссера: «Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр… Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра». Владельцы согласились произвести требуемую перестройку, и в мае 1914 года по проекту архитектора Н. Морозова начались строительные работы. 12 декабря этого же года театр, названный Камерным, открылся спектаклем древнеиндийской драмы Калидасы «Сакунтала». Однако неожиданно возникли препятствия. Церковные власти возражали против того, что в непосредственной близости к церкви Иоанна Богослова будет находиться театр. С большим трудом дело было улажено. В 30-е годы вновь поднялся вопрос о реконструкции театрального здания. Оригинальный проект был предложен художником и архитектором Георгием Гольцем. Здание должно было сочетать старое помещение Камерного театра с новым. В пристройке располагались зрительный зал на 900 мест, зрительские и сценические помещения, а старая часть преобразовывалась в школу-студию. Объединяло их общее фойе-музей. А.Я. Таиров видел проект Гольца, однако вопрос о перестройке был отложен, а затем и вовсе затих. И все-таки в 30-е годы театр был немного изменен. По проектам архитекторов К. Мельникова и братьев Стенбергов, фасаду предался простой и скромный вид. В 1949 году Камерный театр был закрыт за «эстетство и формализм». Театр реорганизовали, и с 1950 года он стал называться Московским драматическим театром им. А.С. Пушкина. Последние изменения здания были в 1980 году, когда была восстановлена анфилада «Александровской эпохи», реставрированы лепка и роспись. Теперь эти залы называют пушкинскими. 1950 — год рождения Драматического театра имени А.С. Пушкина. Его первым художественным руководителем был назначен народный артист СССР Василий Васильевич Ванин. Человек талантливый и целеустремленный, Ванин, со всем присущим ему энтузиазмом и упорством, принялся строить свой театр. За год он успел выпустить пять спектаклей. Спектакль для детей «Аленький цветочек» по сказке Аксакова, до сих пор идет с неизменным успехом. На новой сцене Ванин сыграл свою последнюю роль — Расплюева в «Свадьбе Кречинского». С 1952 по 1953 годы пост главного режиссера театра занимает народный артист СССР Борис Александрович Бабочкин. Спектакль «Тени» по Салтыкову-Щедрину, поставленный А.Д. Диким, в котором роль Клаверова сыграл Бабочкин, а роль Бобырева — Б.А. Смирнов, долго не решалась выпустить цензура. Комиссия за комиссией в этом остром и блестящем спектакле видела не «проклятое прошлое», а слишком живое и узнаваемое настоящее. С 1953 по 1960 годы театром руководил народный артист СССР Михаил Иосифович Туманов. Событием в театральной жизни Москвы стал спектакль М. Кнебель «Иванов», в котором Б.А. Смирнов трагически и беспощадно сыграл роль Иванова. В спектаклях Туманова «Мария Тюдор», «Деревья умирают стоя», «Трасса», были заняты такие легенды как Ф.Г. Раневская, О.А. Викландт, Б.П. Чирков, Н.В. Петров, М.Н. Названов, прелестная актриса, одна из красивейших женщин своего времени М.М. Кузнецова. В 1960 году в театр пришел народный артист России Борис Иванович Равенских. С его именем связана эпоха высокой романтики в истории театра. Фанатично преданный искусству, Равенских был истовым художником и абсолютно свободным человеком. Его театр — яркий, пластичный, страстный — невозможно представить себе без музыки. Для него словно не существовало условностей советского строя, серой будничной текучки. Равенских любил показать человека в момент высочайшего напряжения всех его душевных сил. «Романьола» Л. Скурацина, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Драматическая песня» по Н. Островскому. В его спектаклях сверкали работы таких мастеров сцены, как Л.О. Гриценко, Л.А. Скопиной, Ю.И. Аверина, Л.С. Антонюк, А.И. Кочеткова, заслуженных артистов РСФСР С.К. Бубнова, Н.К. Прокоповича, С.А. Боброва. С его именем связано открытие таланта Т. Лякиной, Ю. Горобца, Л. Маркова, В. Носика, А. Локтева, В. Алентовой, Н. Поповой, Н. Марушиной, Р. Вильдан. С 1971 по 1978 годы театром руководил народный артист РСФСР Борис Николаевич Толмазов, а с 1979 — Алексей Яковлевич Говорухо. С 1982 по 1987 годы главным режиссером был Борис Александрович Морозов. Спектакли Толмазова «Судьба человека» по М. Шолохову, «Последние дни» по пьесе М. Булгакова, спектакли Говорухо «Разбойники» Ф. Шиллера, «Невольницы» А. Островского, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, в котором сыграли такие мастера как С. Мизери и А. Пороховщиков, спектакли, поставленные Морозовым: «Луна в форточке» Р. Феденева по М. Булгакову и «Я — женщина» В. Мережко определяли лицо театра имени Пушкина. С 1987 по 2000 годы театр возглавлял народный артист РСФСР Юрий Иванович Еремин. Обжигающая искренность его постановок всегда обращена к людям. Часто он трансформирует привычное театральное пространство, и зрители оказываются напрямую вовлечены в орбиту театрального действия. Настоящим культурным шоком стала его «Палата № 6», один из самых популярных спектаклей конца 80-х. Были также «Черный монах» по А.П. Чехову, «Подонки» Я. Гловацкого, «Бесы» по пьесе Камю, «Одержимые», «Эрик ХIV» Стриндберга, «Семья Иванова» по А. Платонову. В апреле 2001 года художественным руководителем театра им. Пушкина стал заслуженный артист РФ Роман Ефимович Козак. Его основная политика — приглашение режиссеров высокого уровня. «На большой сцене будут ставить маститые режиссеры, а на малой — молодые… Филиал должен стать полигоном для опытов, проб и ошибок. А на большой сцене надо попытаться сделать театральное событие. Со звездами и известными режиссерами» (из интервью, «Время новостей», 15 октября 2001 г.). В числе приглашенных режиссеров — Владимир Агеев, Кирилл Серебренников, Владимир Петров, Юрий Урнов, Василий Сенин, ведутся переговоры с питерцами — Григорием Козловым, Юрием Бутусовым, Григорием Дитятковским.