Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой
г. Москва, ул. Тверская, д. 5/6
О компании:
Театр имени М. Н. Ермоловой располагается в старинном здании, в основе фасадной части которого — один из самых крупных особняков на Тверской улице, построенных в 1830-х годах. С некоторыми изменениями двухэтажный дом с мезонином в центре просуществовал до 1897 года, когда купец Постников перестроил его, превратив в торговый пассаж и расположив гостиницу в верхних этажах. Здесь в 1931—1938 годах размещался ГосТИМ (театр имени Вс. Э. Мейерхольда). В стенах этого здания рождалась знаменитая постановка «Дамы с камелиями». На этой сцене играли молодые Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Зинаида Райх, Мария Бабанова, Лев Свердлин, Максим Штраух… Здесь 7 и 8 января 1938 года прошли два последних спектакля ГосТИМа: «Дама с камелиями» и «Ревизор». Сегодня в доме по адресу Тверская улица, дом 5, три сцены: Малый и Большой залы и сценическая площадка в Музее. В репертуаре — спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков, современных авторов. В каждом из них есть замечательные актерские работы, в создаваемых образах отражается жизнь человеческого духа. Театр борется за человека, отрицая все, что унижает его достоинство, утверждая доброту, человеческую правду, правду жизни. «А правда, — говорил А. М. Лобанов, — это постоянный поиск ее». Сегодня рядом со старшим поколением ермоловцев работают молодые артисты. Преемственность поколений — это то, чем всегда был силен театр. Главным в творчестве ермоловцев остается самый обычный человек со всеми его слабостями и пороками, с его конфликтами, страданиями и счастьем. Остается то, о чем всегда рассказывал театр: добро и зло, любовь и ненависть, власть и судьба. На втором этаже Театра имени М. Н. Ермоловой находится музей афиши, костюмы, фотографии… Умные лица талантливых людей. Проходишь мимо, вглядываешься в фотографии, читаешь старые программки, афиши — и словно слышишь в фойе шаги тех, кто создавал историю этого театра, чьи имена стали легендой, кто жил и умирал на сцене во имя прекрасного и вечного искусства. И становится грустно от того, что нельзя заглянуть за занавес времени, чтобы хоть одним глазком посмотреть спектакли, ставшие легендой. Но всегда остается возможность представить себе, как это было. Бережное отношение к своей истории и верность творческим принципам в работе сегодняшних ермоловцев — это не просто дань уважения, памяти, но и стимул к покорению новых высот искусства, средство выжить и не потеряться в трудные времена, не всегда благоприятные для какой бы то ни было сценической деятельности. Есть имена, значение которых яснее проступает с каждым прожитым годом: Хмелев, Лобанов… Меняется жизнь, меняются поколения, создаются новые спектакли, совершаются новые открытия. Но неизменной остается память. Без прошлого нет настоящего. На пустом месте ничто самоценное возникнуть не может. Поэтому так внимательно глаза Ермоловой на портрете Серова провожают каждого, кто идет по фойе театра. Эти глаза видели то, чем можно гордиться и от чего хотелось бы отречься. Она — символ подлинного искусства, завещанного будущему. И каким оно будет, как мы распорядимся драгоценным даром — зависит только от нас.