Москва

Московский театр Современник

101000, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д.19 «а»

О компании:

Московский театр \"Современник\" основан группой молодых актеров в 1956 году. В послевоенной истории страны, в годы разоблачения культа личности он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основатели театра — Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, присоединившиеся к ним, были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра. \"Современник\" родился в годы, когда театр отделяла от жизни невидимая, но глухая стена, в годы, косность театральной системы практически мумифицировала наследие основателей МХАТ. Именно в протесте против этой \"мертвечины\", для того, чтобы в новых условиях осваивая и развивая метод К.С. Станиславского, доказать жизнеспособность психологического театра, молодые актеры создали свой театр. Во главу своих художественных устремлений создатели \"Современника\" ставили актерский ансамбль, подлинное проникновение во внутренний мир героев, в психологию человека, они стремились вернуть на сцену живого человека. В их героях зрители узнавали в этих героях самих себя. Впервые за долгие годы на сцену пришли подлинные люди со своими ежедневными проблемами, горестями и надеждами. Программное устремление молодого театра — говорить с современниками языком современности — было понято и поддержано публикой. Очень скоро \"Современник\" стал любимым театром молодежи и интеллигенции. Основой репертуара \"Современника\" всегда были произведения, созданные современными авторами. Но не все пьесы, написанные специально для театра, смогли появиться на его сцене, но в первые десять лет жизни \"Современник\" старался быть театром, который говорит со своим зрителем с помощью пьес драматургов, отражающих в своем творчестве реалии и проблемы современного мира. Театр хотел выговориться в отпущенное ему время, как бы предчувствуя, что это время может пройти. Уже на первом спектакле молодого театра — \"Вечно живые\" Виктора Розова — зрители и критика обратили внимание на сильный актерский потенциал вчерашних студентов. Имена Олега Ефремова, Галины Волчек, Евгения Евстигнеева, Лилии Толмачевой, Олега Табакова, Игоря Кваши стали широко известны. Почти каждой новой работе театр открывал новые возможности молодой труппы. Руководитель театра Олег Ефремов стимулировал в актерах занятия режиссурой, поощрял самостоятельные работы, привлекал близких по духу молодых режиссеров. К исходу 1960-х Московский театр \"Современник\" был сложившимся художественным организмом, с ярко выраженными творческими и гражданскими устремлениями, с сильной талантливой труппой. Театр много ездил по стране, и везде, где бы ни появлялись афиши \"Современника\", залы были заполнены до отказа. Спектакли \"Современника\": \"Вечно живые\", \"В день свадьбы\", Традиционный сбор\" Виктора Розова, \"Пять вечеров\", \"Старшая сестра\", \"Назначение\" Александра Володина, \"Голый король\" Евгения Шварца, \"Без креста!\" по Владимиру Тендрякову, \"Двое на качелях\" Уильяма Гибсона, \"Всегда в продаже\" Василия Аксенова, \"Обыкновенная история\" по Ивану Гончарову, \"Баллада о невеселом кабачке\" Эдварда Олби, \"На дне\" М. Горького и многие другие стали театральной легендой. Кризис наступил в 1970-ом. Уже с конца шестидесятых годов \"оттепель\" стала сменяться холодным дыханием нового времени. Работать театру стало трудно. Впрочем, ему и раньше не было легко, не все замыслы были осуществлены и в годы \"оттепели\", но тогда коллектив был един, и это помогало держать круговую оборону против произвола цензуры. В семидесятом же произошел раскол. Приняв приглашение возглавить МХАТ, ушел из театра его основатель и руководитель Олег Ефремов. За ним труппу покинула значительная часть ведущих актеров. Театр оказался обескровлен, лишен репертуара, к тому же перед ним стояла проблема смены поколений. Уход Ефремова многие восприняли как конец \"Современника\". Особенно мысль о конце пришлась по душе прессе, которая, под аккомпанемент рассуждений об исторической исчерпанности миссии \"Современника\", многое сделала, чтобы внушить эту мысль зрителю. Таким, в самых общих чертах было положение театра, когда в 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство театров приняла на себя Галина Волчек. Вопреки прогнозом театр не умер. Но восстановить разрушенное было нелегко. В труппу пришли новые актеры и среди них Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев. Упорно работает над современной темой режиссер Галина Волчек. Она привлекает к сотрудничеству с театром одного из крупнейших мастеров современной прозы Чингиза Айтматова. Спектакль по пьесе Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова \"Восхождение на Фудзияму\", поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не растерялся, что он верен своим художественным и гражданским принципам, что \"Современник\" жив! Сегодня с этим уже никто не спорит. Этапной для театра стала и следующая работа Галины Волчек \"Эшелон\" по пьесе Михаила Рощина, написанная специально для конкретных исполнителей ролей. А афише театра рядом с уже хорошо известными именами Виктора Розова и Александра Володина появились имена новых авторов \"Современника\" — Михаила Рощина, Александра Вампилова, Аллы Соколовой, Василия Шукшина, Александра Галина и других. Шаг за шагом, привлекая и открывая новые имена, театр формирует репертуар, стараясь идти в ногу со временем. Он внимательно следит за современным литературным процессом. В 1970-е годы возобновляется творческая дружба театра с писателем Константином Симоновым. Театр включает в репертуар сценические редакции его повестей \"Из записок Лопатина\" и \"Мы не увидимся с тобой\". Особенно был увлечен адаптацией литературных произведений для театра режиссер Валерий Фокин. Он перенес на сцену повесть Бориса Васильева \"Не стреляйте в белых лебедей\" и повесть Григория Бакланова \"Навеки девятнадцатилетние\". Эта линия в репертуар театра будет продолжена. Крупнейшей победой в освоении литературного материала средствами театра поставленный в 1989 году Галиной Волчек спектакль \"Крутой маршрут\" по автобиографической книге Евгении Гинзбург. Его значение никак не исчерпывается решением проблем сценической адаптации прозы, в этом спектакле выразилось зрелость художественного почерка всего коллектива и его гражданских, человеческих убеждений. Спектакль \"Крутой маршрут\", получивший международное признание во время гастролей \"Современника\" в США Германии, Финляндии, убедительно продемонстрировал творческое состояние театра на современном этапе. Творческое сотрудничество Галины Волчек и Александра Гетмана (автора переложения для сцены), начатое на \"Крутом маршруте\", успешно продолжилось спустя десять лет — в репертуаре \"Современника\" появился спектакль \"Три товарища\", мгновенно и по праву ставший одной из визитных карточек театра. \"Современник\", как уже было сказано, одну из главных своих задач видел в необходимости говорить со зрителем на языке современности. Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене театра за все годы его существования, почти две трети написаны авторами специально для \"Современника\" и впервые увидели свет рампы именно на его сцене. Отсюда началось шествие пьес Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других по многим сценам нашей страны и за рубежом. Оставаясь верным современности, театр ищет ее теперь и в классике, сквозь призму которой стремится увидеть живую, сегодняшнюю проблему. Галина Волчек обращается к пьесам А.П. Чехова. Еще в 1976 году в ее постановке появляется \"Вишневый сад\", а спустя шесть лет \"Три сестры\". В 1991 году Г. Волчек осуществила постановку пьесы Леонида Андреева \"Анфиса\", почти неизвестной в нашей стране, но во многом созвучной чеховской поэтике. В репертуаре театра — великая комедия Н.В. Гоголя \"Ревизор\", театр ставит Г. Ибсена и Л. Пиранделло, У. Шекспира и А. де Мюссе. Игорь Кваша поставил пьесу \"Кабала святош\" и специально для молодого поколения актеров \"Дни Турбиных\". И в последние годы \"Современник\" очень часто обращается к классическому репертуару — в 1997 году Галина Волчек выпускает новую редакцию чеховского \"Вишневого сада\", на афише появляется ее постановка \"Пигмалиона\" Бернарда Шоу, Валерий Фокин ставит спектакль \"Карамазовы и ад\" по мотивам позднего Достоевского, приглашенный из Литвы режиссер Римас Туминас предлагает зрителю \"Современника\" свое решение трагедии Фридриха Шиллера \"Мария Стюарт\" — спектакль \"Играем... Шиллера!\". Отчетливо понимая, что современный театр — единое пространство, \"Современник\" всегда проявлял пристальный интерес к зарубежной драматургии. Еще в первые годы становления здесь поставили пьесу Эдуардо де Филиппо \"Никто\", близкую неореалистической эстетике, \"Пятую колонну\" Эрнеста Хемингуэя, ставили здесь пьесы и \"молодых рассерженных англичан\" Джона Осборна и Арнольда Уэскера. Но наибольший успех в 1960-е годы выпал на долю спектакля по пьесе американца Уильяма Гибсона \"Двое на качелях\". Особую страницу составили две пьесы американского драматурга Эдварда Олби — \"Баллада о невеселом кабачке\" (1967 г.) и \"Кто боится Вирджинии Вульф?\" (1984 г.). Обе они стали событиями театральной жизни и надолго остались в репертуаре театра. Работа над зарубежными произведениями продолжается: в репертуар театра вошли новые для нашего зрителя имена американских драматургов Теннесси Уильямса и Ариэла Дорфмана, израильского автора Йосефа Бар-Йосефа, итальянца Ренато Майнарди. За почти четыре десятилетия своей истории театр \"Современник\" много гастролировал\". Он был в Сибири и в Средней Азии, на Дальнем Востоке и Закавказье, В Прибалтике и на Урале. Он побывал во всех страна Восточной Европы, а с недавнего времени в Италии, Германии, США, Швейцарии, Финляндии. Особое место в гастрольной судьбе \"Современника\" занимают поистине гастроли в Нью-Йорке на Бродвее, состоявшиеся в 1996 и 1997 годах. Впервые после знаменитого тура Московского Художественного театра, который состоялся в 1924 году, русская труппа играла на Бродвее. \"Три сестры\" и \"Вишневый сад\" А.П. Чехова и \"Крутой маршрут\" Евгении Гинзбург были приняты американским зрителем с огромным успехом. Свидетельством чему стало награждение театра общенациональной премией США в области драматического искусства \"Drama desk award\". Эта награда присуждается десятки лет. И впервые за столь долгую историю премии ею был отмечен театр из-за рубежа — \"Современник\". Как и любой театр, \"Современник\" знал взлеты и падения, пережил полосу кризиса и мгновения триумфа. Но в какой бы трудной ситуации ни оказывался театр, он всегда чувствовал поддержку своего зрителя, его заинтересованное, дружеское внимание. Пожалуй, именно эта поддержка, эта вера зрителей в свой театр и помогла \"Современнику\" выстоять!

Фотографии (1)

Отзывы (0)