Набережные Челны (Яр Чаллы) - город с богатым историческим прошлым.
Первые поселения, как показывают археологические раскопки, в этом крае основаны племенами срубной культуры еще в середине III тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзы.
Самые первые письменные упоминания относятся к более позднему периоду. Свод булгарских летописей Бахши Имана "Джагфар Тарихы" 1680 года сообщает об основании города Яр Чаллы в 1172 году (том 1, стр. 317) по инициативе муллы Мирхаджи Наккара, отца поэта Мохаммеда Кул Гали (автора поэмы "Сказание о Иусуфе") и о превращении его в XIV-XV веках в крупный булгарский город и центр Ярской ("Побережной") области ("стороны") Булгарского царства.
На картах итальянских купцов - братьев Франсиско и Доменико Пицигано 1367г. и Каталонского атласа 1375г. город Набережные Челны также отмечен как Жар (в казанском диалекте булгарского языка слово "Яр" произносится в форме "Жар").
В период Волжско-Камской Булгарии современная территория Набережных Челнов и Тукаевского района входила в состав этого государства. Это подтверждают археологические находки, многочисленные остатки булгарской керамики второй половины XIV века, найденные при раскопках на Элеваторной горе в 1992году.
Для определения более точной даты основания города требуется проведение ряда экспертиз и научных разработок.
По документам, сохранившимся в государственных архивах, Набережные Челны в русских летописях впервые упоминаются в 1626 году.
В 1626 году в дворцовом селе Елабуге образовалась "община из новых крестьян елабужан" во главе с Федором Поповым. В том же году "Попов с пятью дружественным семейством, перейдя через реку Кама, засел на готовые дома". Поселение, основанное в 1626г. первоначально носило название Чалнинский починок. Позднее Береговые, Бережные и, наконец,
Набережные Челны.
Еще историки XIX века отмечали часто встречавшееся в Уфимском крае тюркское происхождение названий некоторых русских сел. Эти названия вели свое начало либо от более древних тюркских (булгарских) поселений, бывших когда-то в этих местах. Либо эти названия возникали от названий речек, на берегах которых появлялись села и деревни. Многие сходятся на том, что слово «чал» по-булгарски означало камень, а старое тюркское слово «чаллы» означало огороженное каменной постройкой место – крепость.
По переписи 1647 года вокруг Челнинского починка сформировалась целая группа поселений (в т.ч. Бережная, Мыс, Орловка, Мироновка, Шильня и др.): 10 деревень и починков, вместе взятые, имели 296 дворов крестьянских и 55 бобылевских, в них проживало 683 крестьян и бобылей мужского пола. В 1650 году по приказу царя Алексея Михайловича на реке Чалне при впадении в реку Каму был построен казацкий укрепленный Чалнинский городок - для оберегания от приходов калмыцких и ногайских воинских людей.
Села и деревни, находившиеся на месте нынешнего города, располагались по берегам небольших речек - Челнинки, Мелекеса, Шильны. В долине Камы в прошлом располагались замечательные пойменные луга. К сожалению, уже в наше время почти все пойменные луга оказались затопленными в результате образования Нижнекамского водохранилища.
Богата была местность и озерами. На большинстве из них гнездилась промысловая дичь. Здесь же ловили рыбу. В настоящее время большинство озер либо попали в зону затопления Нижнекамского водохранилища, либо засыпаны грунтом и застроены.
Огромное богатство составляли леса. Еще 4-5 столетий назад оба берега Камы были почти сплошь покрыты могучими лесами. Особенную ценность представляли сосновые леса - Большой и Малый Бор под Елабугой, а также т.н. "корабельные рощи", встречавшиеся по обоим берегам Камы. В этих рощах в течение XVII-XIX веков заготавливали мачтовую сосну, шедшую на строительство судов в Казани, Астрахани и в ряде других городов. Боровецкая корабельная роща находилась недалеко от с.Боровецкого и д.Малой Шильны. Разработкой леса и охраной его до 60-х гг. XIX века здесь занималось морское министерство. Именно этому обстоятельству мы обязаны тем, что корабельные рощи хотя бы частично сохранились до наших дней.
В настоящее время на месте Боровецкой рощи находится лесной массив Кзыл-Тау. Он известен прежде всего тем, что это единственное в Татарстане и вообще в Среднем Поволжье место, где тайга в результате изменения русла реки "перешагнула" на левый, лесостепной берег Камы. Ведь главная достопримечательность Кзыл-Тау - это красавица пихта.
Большой Бор и Кзыл-Тау в настоящее время являются памятниками природы республиканского значения и входят в состав государственного природного национального парка "Нижняя Кама".
13 декабря 1969 года Набережные Челны проснулись знаменитыми. В этот день экскаваторщик Михаил Носков подцепил ковшом своего экскаватора и ссыпал в кузов самосвала груду мерзлой земли. С этой груды началось строительство КамАЗа.
Со строительством КамАЗа Постановлением СМ СССР от 9 июня 1970 года "О мерах по строительству города Набережные Челны" началось и строительство нового города на берегу реки Кама.
Первенец КамАЗа - РИЗ - вступил в строй в 1973 году.
16 февраля 1976 год заработала первая нитка главного конвейера автомобильного завода в пуско-наладочном режиме. Был сдан КамАЗ 0000001 модель 5320 “седельный тягач”.
8 августа 1978 год - с главного конвейера сошел 50-тысячный автомобиль.
10 июня 1979 года - КамАЗ № 100000.
18 октября 1988 год - собран миллионный автомобиль.
10 августа 1993 год - выпущен полуторамиллионный "КамАЗ".
В конце февраля 1974 г. был поднят и закреплен последний 50-тонный блок автомобильного завода. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 инофирм: американские "Свинделл-Дреслер", "Холкрофт"; германские "Буш", "Хюллер"; итальянские "Морандо", "Фата"; французский "Рено"; шведский "Сандвик"; японские "Камацу", "Хитачи".