30 августа в крепость ввели солдатскую команду, а наутро 31-го была установиленна артиллерию.
31 августа после молебна заложили «при Яике и устье Орском настоящий Оренбург о девяти бастионах по ситуации места регулярно при выстреле трех раз из тридцати одной пушки оный зеленым и синем камнем заложен и оставлен без работы до следующего года». Происходило это торжественно.Город Оренбург был заложен примерно в 1,5 км. от первой крепости, ближе к устью реки Орь. На следующий год строительству города помешало восстание в Башкирии, а вскоре 14 апреля 1737 умер И.К. Кирилов – инициатор постройки города Оренбурга на этом месте.
Расположение города на левом берегу Яика подчеркивало (это отражено и в описании городского герба, данное в «Привилегии городу Оренбургу») «трех подданных наших народов сей град защитою и прибежищем быть имеет». Назначенный начальник оренбургской комиссии В.Н. Татищев прибыл в Оренбург летом 1738 года и нашел крепость «в ужасном состоянии… Оплетена была хворостом и ров в полтора аршина, а сажен на 50 и рва не было, так что зимою волки в городе лошадей поели».Тут же были приняты меры, и крепость была «регулярною земляною работой и рвом уфортифицирована». Одновременно под руководством В.Н. Татищева выстроили гостиный и меновой двор в Оренбурге (Орске) на западе (в настоящее время здесь находится рынок Старого города).Татищев считает, что это место для настоящего города Оренбурга все же неудачно и подает представление о переносе города в урочище Красная гора.
20 августа 1739 года вышел указ, где было сказано: «Город Оренбург строить на изысканном месте вновь при Красной горе…, а прежний Оренбург именовать Орская крепость». Город, не был построен, а название города четыре года носила только построенная небольшая крепость, но Орскую крепость именовали городом Оренбургом еще несколько лет, до августа 1741 года.
В 1742 году новый чиновник И.И. Неплюев принял решение продолжать работы по развитию и укреплению Орской крепости. Вокруг горы, выстроили земляной вал с четырьмя полными и двумя полубастионами высотою около 3-х метров и шириной около 6 метров ; вал был обложен дерном, а в отдельных местах выложен камнями и окружен рвом. На восток, к озеру был построен вал с воротами (остатки этого вала частично сохранились до настоящего времени). Это новое укрепление Неплюев И.И. назвал Преображенским замком, размеры которого составляли с с востока на запад 510 метров, с сюга на север 350 метров, что достаточно прилично увеличило общую площадь Орской крепости. К востоку от крепости в 200-300 метрах появилась слободка, где селились в основном отставные солдаты и другие гражданские лица вместе со своими семьями.
В 1749 году в сильный паводок Яика вновь «Орская крепость потоплена, что жители едва могли с нуждой убраться. Строения все повредились, а особенно в оной находящаяся церковь». И летом 1749 года все постройки были перенесены на новое место. Под обычную застройку использовалась в основном только южная часть первоначальной крепости, а в 1751 году на горе Преображенской, на месте бывшей цитадели, была выстроена новая полукаменная церковь.
Орская крепость вплоть до 1746 года оставалась крупным торговым центром на юго-востоке России, о в свзяи с чем увеличивалась торговля с киргиз-кайсацкими (казахскими) Жузами и Средней Азией на ее Меновом дворе. В последующие годы торговля упала в связи с развитием Оренбургского Менового двора. Но при этом Орск не терял значение торгового пункта, так как именно через Орскую крепость проходили ближайшие торговые пути из Хивы и Бухары, а также из Зауралья в Оренбург и обратно.
Укрепления крепости поддерживались в надлежащем состоянии до 1830-х годов, о чем писал П.И. Рычков в 1762 году в «Топографии Оренбургской губернии». «…Она поныне из новопостроенных крепостей, исключая новый Оренбург, лучше и регулярнее укреплена и снабжена достаточной артиллерией. Гарнизон ее состоит из двух рот драгунских и из половины пехотной, да из пятидесяти казаков, которые почти все иноверцы. И как она больше всех на полдень, следовательно в Киргиз-Кайсацкую степь выдалась, и Киргизцы обеих орд, то есть Меньшей и Средней, поблизости ее часто кочуют, то для их и для всяких заграничных дел всегда командир этой дистанции тут находится. Церковь в ней каменная во имя Преображения Господня, построенная на каменном круглом кургане, который имеет нарочитую вышку, из красных яшмовых камней состоит и называется Преображенской горой, отчего церковь со всех сторон весьма далеко видна и крепости немалое украшение причиняет. Жительства в ней и вне крепости дворов до трехсот». В то время Орская крепость была основной крепостью при Орской дистанции Верхне-Яицкой укрепленной линии. В ее подчинение входили 5 крепостей и 9 редутов.
Уже к концу XVIII века Орская крепость стала небольшим укреплением третьего разряда, не имеющим никаких наружных пристроек «могущих служить усилению обороны крепости». Она имела на горе полукаменную церковь, домов – 47, солдатских казарм – 3, прочих строений – 9. Всего жителей в крепости мужского пола – 129. В Форштадте, в котором жили вольнонаемные русские, казахи, татары, а также семьи солдат – 73 души. Казенные строения – комендантский дом, караульня, провиантский магазин, склад, артиллерийский цейхгауз – обветшали. Дома были деревянные, низкие, с окнами вовнутрь дворика и только дом коменданта был каменный.
К 1813 году Орская крепость насчитывала около 100 дворов.
История сохранила данные о том , что примерно 11 июня 1837 года Орскую крепость посетил русский поэт В.А. Жуковский, сопровождая наследника престола цесаревича Александра Николаевича (будущего царя Александра II) в его путешествии по России. Свои впечатления об Орской крепости поэт оставил в своем дневнике, где был дан и ее рисунок.
Позже крепость была использованна для приема ссыльных , там побывали многие известные люди того времени, например, украинский поэт Т.Г. Шевченко пробыл в Орской крепости (июнь 1847г. – май 1848г., 12 мая – 5 сентября 1850г.) рядовым под номером 191 третьей роты пятого линейного батальона.
В 1858 году открывается Орско-Казалинский (Оренбургско-Ташкентский) почтовый тракт, который несколько активизировал жизнь Орской крепости, так как по нему вплоть до постройки железной дороги Оренбург – Ташкент (1900 – 1905 годы) осуществлялись все почтово-грузовые связи России с Туркестаном.
Ближе к 1871г. Население г.Орска составляло уже 7763 человека.
Интенсивная застройка и формирование улиц города начались после приказа Оренбургского и Самарского генерал – губернатора Н.А. Крыжановского от 23 августа 1871 года, который принял решение срыть крепостные укрепления и землю отдавать под постройки. В это время застройка города ведется по слободкам. Проводится ряд улучшений, способствующих развитию города: меновой двор передается в городскую собственность (7 сентября 1868г.), учреждается лазарет при «тамошней уездной команде» (15 мая 1869г.), открывается почтовая контора (1869г.), уездное казначейство (лето 1865г.).
И в 1885 году в Орске насчитывалось уже около 20-ти не крупных фабрик и заводов. Работали на них велась сезонно, и зависила от поставок сырья.
17 апреля 1884 года Государственный Совет утверждает права города Орска на землю, а 18 октября этого же года городская Дума утверждает журнал о выкупе усадебной земли у города владельцами в вечное и потомственное владение. Что конечно же не могло не сказаться на дальнейшем развитии города.
В 1886 году при городском голове Д.Г. Швецове утверждается первый план застройки города Орска. С этого времени Орск начинает развиваться по новому регулярному плану. По этому плану город Орск имел четко выраженную прямоугольно – решетчатую структуру с регулярной сетью улиц и системой площадей, дополнялась она фрагментами лучевой структуры – трактами, Сейчас мы можем наблюдать их в направлении современного Нового города и в стороне современного поселка Вокзальный, что в дальнейшем определило развитие города именно в этих направлениях.
Прямоугольно – решетчатая структура старого города в настоящее время полностью сохранилась и является напоминанием прошлого градостроительства.
С апреля 1878 года Решением городской думы улицы стали получать свои имена, сначала в городской части, примыкающей к горе Преображенской. Главная улица была названа Большой (ныне ул. Советская).
Приблизительно к 1895гг. в городе проживает уже около 14016 человек,он состоит из 897 дворов, в городе возвели 3 православных храма, церковно-приходская школа, уездное училище, меновой двор.
В 1912 году на государственном уровне принимается решение о строительстве железнодорожной линии Оренбург – Орск протяженностью 327 километров. К 1914 году железная дорога была доведена до станции Сара, не доходя до Орска 50 км. Окончание строительства намечалось на 1916 год. В это время было построено здание станции «Орск» и начато сооружение пассажирского вокзала.
В 1912 году население города Орска составляло уже 21185 человек. ИЗ фабрично – заводских предприятий работало две мукомольных крупчатых мельницы (Нидеккера А.Л. и Крылова). Здание мельницы Крылова сохранилось до наших дней. Город имел 2 механических и 8 конных прособдиров, кожевенный завод (здание 1910 года постройки сохранилось на берегу реки Орь), работал спиртоводочный завод (основан в 1880г.), который к этому времени стал казенным. Здание сохранилось и заметно выделяется среди других построек (ул. Энгельса, 28, 30).
Дальнейшее развитие истории не только нашего города, а всей строны,носит печальный характер.
Советская власть официально была принята в Орске 23 декабря 1917 года. С июля по 27 сентября 1918 года была 3-х месячная оборона города от белоказаков-дутовцев. В 1919 году Орск дважды переходил из рук в руки. Наиболее крупные бои шли в районе Кумакских высот, и к августу 1919 года в Орске была установлена Советская власть, которая продержалась до прихода демократии.
К 1923 году население города снизилось до 14000 человек. Практически вдвое.
Современный проект города Орска, разработан в 1935 году ,почему-то немецкими архитекторами под руководством Ганса Шмидта (представителя архитектурно – художественной мастерской Эрнста Мая).
В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в Орск из оккупированных территорий эвакуируется большое количество промышленных предприятий и десятки тысяч людей. В это время происходит прирост жилого фонда. К 1945 году 59 процентов жилья в городе составляли землянки, бараки и саманные дома. К 1946 году население города выросло до 122000 человек (в 1939г. – 66000 человек). Казалось бы тяжелые годы войны, но это дало большой шанс на развитие небольших городов России, благодаря эвакуации из цнтральных областей России.
В послевоенный период начинается застройка "Нового" города капитальными многоэтажными жилыми домами и общественными зданиями.
В настоящее время, Орск имеет 5 железнодорожных станций, из которых выделяются ст. Орск и ст. Никель.
Население Орска, составляет примерно - 280 тыс. человек, площадь - 642 кв. км., административное деление - на 3 района. Орск второй город области .
Старые и современные карты города Орск - карты туристских маршрутов, интересных достопримечательностей, уникальных объектов.