Павловск

Павловск

""Павловск - город в Российской Федерации, в административном отношении подчинен мэрии Петербурга. Город расположен в на склоне Балтийско-Ладожского уступа, на берегу реки Славянка, в 30 км к югу от Петербурга. Железнодорожная станция. Население - 24,8 тысяч жителей (2001). Павловск - бывшая загородная резиденция российских императоров, до 1796 года называлось селом Павловским, в 1918-1944 годах - Слуцк. В Павловске - один из лучших образцов пейзажного парка.
В декабре 1777 года угодья в долине реки Славянки стали собственностью великого князя Павла Петровича. Дворцово-парковый ансамбль в Павловске создавался в течение 50 лет. Создателем дворца и парка стал шотландский архитектор Чарлз Камерон, приглашенный в Россию для работ в Царском Селе. Строгий и изящный Павловский дворец был возведен на месте разобранного деревянного. Здание было заложено 25 мая 1782 года, строительство закончено в 1786 году. В отделке его интерьеров в разное время принимали участие, кроме Камерона, В. Ф. Бренна, А. Н. Воронихин, Дж. Кваренги, К. И. Росси.
Павел Петрович создавал село Павловское как свою летнюю резиденцию, но в 1788 году подарил его жене, оставив себе Гатчину. Благодаря этому Павловское сохранило черты идиллического поместья. Через неделю после вступления на престол Павел I издал указ о переименовании села в город. После смерти Павла его вдова Мария Федоровна подолгу жила в Павловске - своей летней резиденции.
Павловский дворец по размерам уступает большинству дворцов пригородов Петербурга и напоминает богатую итальянскую виллу в духе Палладио. Ядром здания является компактный трехэтажный корпус, по его сторонам размещены флигели с изогнутыми в плане галереями. Первоначальный облик дворца отличался от современного. Боковые одноэтажные галереи были надстроены позднее. Парадный портик дворового фасада украшают четыре пары коринфских колонн, центральный объем дворца завершается куполом, его невысокий барабан окружен часто поставленными колонками. Еще до вступления на престол Павла к работам в Павловске был привлечен Бренна, который значительно изменил облик дворца, расширив его и надстроив галереи и боковые павильоны.
Со строгим внешним обликом дворца контрастируют его роскошные интерьеры. Первый этаж занимали гостиные, кабинеты, столовые, спальни. Парадные интерьеры носили представительский характер и располагались на втором этаже. Третий этаж был служебным. Главное помещение дворца - Итальянский зал - расположен под куполом. Его украшает люстра, изготовленная в конце 18 века из бронзы и рубинового стекла. В создании зала принимали участие Камерон, Бренна, Воронихин.
Анфиладу второго этажа завершают Зал Войны и симметричный ему Зал Мира. 3ал Войны одно время служил малым тронным залом. Большой, или Тронный, зал находится в южном павильоне дворца; его площадь 400 м, это самый обширный парадный интерьер дворца. Жилые покои первого этажа, как и парадные залы, представляют собой анфиладу, расположенную по периметру центрального корпуса.
Павловский парк, занимающий территорию 600 га, является примером английского стиля. Для него характерно стремление подчеркнуть красоту естественной, не тронутой человеком природы. Некоторые участки Павловского парка получили регулярную планировку (Собственный садик, 1784; Большие круги, 1798-1799), но в целом парк имеет пейзажный характер (архитекторы Камерон, П. Гонзаго, Бренна).
Однопролетный каменный мост
Парк украшают павильон Трех граций, Вольер, Турецкая беседка, Молочня, Итальянская лестница. С верхней площадки Итальянской лестницы открывается панорама речной долины. Ее композиционным центром служит Храм Дружбы, расположенный на полуострове, образованном излучиной реки Славянки. Храм Дружбы (проект Камерона) воспроизводит круглый в плане античный храм. По его периметру поставлены канеллированные дорические колонны, поддерживающие купол.
В природной части парка располагаются: Парадное поле, Братская могила, Ижорские ворота, Розовый павильон, а также Старая Сильвия, у южной границы которой построен небольшой античный храм "Памятник родителям", воздвигнутый в 1786 году императрицей Марией Федоровной, вероятно, по проекту Н. А. Львова. Она же, желая увековечить память своего супруга, заказала Тома де Томону проект мавзолея - павильон "Супругу-благодетелю" (1805-1810).
На краю участка Новая Сильвия стоит еще одно парковое сооружение - мраморная ионическая колонна. Она называется "Конец света", так как раньше отмечала границу парка. Неподалеку расположена романтическая постройка "Руина" (архитектор Камерон, 1807). Напротив дворца, на левом берегу реки, размещена Колоннада Аполлона (архитектор Камерон, 1783). Статуя Аполлона Бельведерского создана по античному образцу скульптором Ф. Г. Гордеевым. Рядом расположена одна из самых больших частей парка - Большая звезда, представляющая собой систему просек-аллей, сходящихся к центральной круглой площади. Неподалеку от железной дороги расположен парковый массив "Александрия", созданный в 1790-х годах и подаренный Екатериной II внуку Александру.
В середине 19 века была сооружена первая в России Царскосельская железная дорога, соединившей Петербург с пригородными царскими резиденциями. Павловск стал конечной станцией этой дороги, открытой 30 октября 1837 года. Во второй половине 19 - начале 20 века Павловский курзал (вокзал; архитектор А. И. Штакеншнейдер) был средоточием летней музыкальной жизни северной столицы. Здесь выступали оркестры под управлением И. Штрауса-сына и его братьев, Б. Бильзе, Г. Мансфельда. В 1900-х годах Павловскими концертами дирижировали А. К. Глазунов, М. М. Ипполитов-Иванов. До 1917 года Павловск оставался императорской резиденцией, в 1918 году дворец был превращен в музей, а город переименован в Слуцк в честь революционерки Веры Слуцкой. В октябре 1919 года город был занят войсками Н. Н. Юденича.
В сентябре 1941 года немецкие войска захватили Павловск. Они вырубили тысячи парковых деревьев, разрушили павильоны и гидротехнические сооружения, подожгли дворец, сожгли здание курзала. Павловск был освобожден 24 января 1944 года, ему было возвращено историческое название, и сразу же начались восстановительные работы. Реставрация продолжалась до 1971 года, когда были открыты для посетителей Кавалерский и Тронный залы, а также Картинная галерея. Первоначальный облик был возвращен многочисленным парковым павильонам, был восстановлен и парк.