Пятигорск

Каменные Лабиринты Ташлы-Кол (Худес)

Описание:

 

 

Путешествие по Каменному лабиринту весьма интересное и увлекательное.
Проезжаем через нарзаны, Гора-Кольцо (не Кисловодское!), Гуд-Гора, плато Бечасын, менгиры, через стада Яков и конные пастбища.

 

 

Немного интересной информации:

Каменные лабиринты в легендах, мифах, обрядах поморов

Население Поморья повсеместно называет лабиринты "вавилонами". Почти все Северные народы хранят предания о целях и создателях этих сооружений, так:

согласно легендам Ирландии и Англии, на спиралях лабиринтов в лунном свете танцевали феи; в горной Норвегии каменные гряды выкладывали ледяные великаны - "йотуны"; в Швеции лабиринты отмечали входы в подземные дворцы карликов - двергов, владевших драгоценными камнями, рудами, изготовлявшими волшебные мечи, щиты и копья для героев саг;  в преданиях Саамов говорится, что вавилоны строились в честь сейдов - божеств Лапландии и приписывали их сооружение полумифическим личностям.

В фольклорном наследии Скандинавии и Финляндии. Каменные лабиринты часто носят имена городов или укреплений — «Троя», «Вавилон», «Ниневия», «Иерусалим». В Финляндии, кроме того, есть названия «Забор или дорога Великанов», «Игра Святого Петра», «Девичьи пляски» и др. Подобные названия навеяны древнегреческими и библейскими мотивами, местными сказаниями.

 

 

Примером вторичного использования исторических памятников, служил обычай использовать лабиринты для народных игр и гуляний между Пасхой и серединой лета. Обычно девушку ставили в круг и по направлению к ней танцевали. Имеется несколько местных преданий, объясняющих происхождение лабиринтов в отдельных местах. Например, по преданию два больших лабиринта у г. Колы сооружены королем Валитом или Валентом, посаженником Великого Новгорода, разбившим мурман и норвежцев. Возникновение лабиринтов на Соловецких островах связывают с Петром Великим. В действительности, никто из названных персонажей к строительству лабиринтов отношения не имел.

Однако в легендах мы не находим достаточно твердой основы для построения гипотез, хотя бы из-за крайней их разноречивости.

 

 

Каменные лабиринты – версии ученых и исследователей

В науке высказано несколько точек зрения о назначении лабиринтов. В них видят объекты, связанные с промысловой магией, культом мертвых, приписывают им календарное значение и есть даже совсем фантастические. Вот некоторые из версий:

Некоторые исследователи доказывали, что лабиринты не что иное, как двери в параллельные или какие-то иные миры, важно лишь уметь ими пользоваться.

 

 

Есть такое предположение, что лабиринт – это схема приёмопередающей антенны, при помощи которой древние обитатели этих мест могли поддерживать связь друг с другом на огромных расстояниях.

Некоторые ученые видят в лабиринтах объекты, связанные с астральным культом, придают им календарное значение.

Однако, противники этой версии утверждают, что конструкции лабиринтов различны, не связаны со странами света, в них не угадывается какая-либо цикличность или общие закономерности, которые можно было бы связать с движением небесных светил. К тому же, глубокие познания в астрономии, составление календарей, в древности свойственно южным земледельческим народам (Египет, Месопотамия), и в меньшей степени присуще охотникам и рыболовам таежной и тундровой зон.

 

 

Большинство же исследователей, отстаивают культово-религиозный характер каменных лабиринтов.

Лабиринты использовались, по многочисленным версиям, в промысловой магии, связанной с обрядами, поверьями, церемониями, смысл которых заключался в том, чтобы обеспечить древним людям благополучие в рыболовном промысле под которым могли подразумеваться не только хорошие уловы, но и благоприятная погода, безопасность и т. п.

 

 

Покровителем рыбного промысла у древних саамов был человек-рыба Аккрува, с человечьей головой и верхней частью туловища. Возможно, каменные спирали на берегу моря служили алтарями, на которых первобытные рыболовы приносили жертвы Хозяину Воды, чтобы он загонял рыбу в поставленные ловушки.

Известный этнограф В. Р. Кабо, предлагает толкование северных лабиринтов как сооружений, связанных с представлениями о "нижнем мире", где совершались обряды умножения промысловых рыб, и с обрядами инициации - посвящения юношей в мужчины, девушек - в женщин. В. Чарнолуский, исследователь Карелии в первой половине ХХ века описывал обряд, когда Шаман-Нойд становился одной ногой на дорожку и, прыгая к центру лабиринта, смотрел, какие признаки говорят за успех или против начинания.

 

 

Лабиринты служили местом развлечений и хороводных танцев культового характера и у других северных народов: "танец журавля", "танец юных дев" у шведов, "танец Адама" у немцев и пр., а также ристалищем для военно-спортивных состязаний ("троянская игра").

Большая группа ученых, в основном археологов, связывают лабиринты с культом мертвых. Лабиринты могли символизировать трудный и извилистый проход от жизни к смерти, что находит подтверждение в этнографии некоторых народов мира. Видный археолог А. Я. Брюсов, много лет работавший в Беломорье, считал лабиринты могильными знаками над местами погребений (погребальный обряд). Историк M. H. Виноградов, исследователь соловецких лабиринтов, высказывал мнение, что ходы лабиринта служили для запутывания душ умерших, чтобы воспрепятствовать их возвращению к живым. Порой рядом с одним лабиринтом сооружался другой с целью, что если бы душа умершего, если ей все же удавалось выйти наружу, попадала бы в него.

 

 

Исследователь Б. Ольсен также предполагает, что лабиринт мог играть роль в ритуалах, связанных с переходом от жизни к смерти с участием шаманов. При этом, шаман входил в лабиринт, и это означало отделение смерти индивида от его жизни. Присутствие внутри лабиринта отмечало отделение от жизни на земле. Церемония заканчивалась тем, что шаман оставлял лабиринт как бы символизируя этим переход умершего в новую стадию.

В подтверждением этой версии служит соседство лабиринтов с древними могильниками в южной Швеции, северной Норвегии и на Соловецких островах. В южной Швеции лабиринты соседствуют с могильниками эпохи бронзы и времени викингов, в северной Норвегии в районе Финмарка — с саамскими кладбищами XII—XVII вв. На Большом Заяцком острове археологами А. Я. Мартыновым и А. А. Куратовым под тремя каменными кучами обнаружены пережженные кости человека и каменные орудия. А. А. Куратов предполагает, что лабиринты являлись родовыми святилищами, где древние погребали умерших, совершали магические обряды умножения добычи, инициации и т. п. Подобное предположение для северных лабиринтов высказывал и известный русский этнограф В. П. Кабо, который исследовал назначение лабиринтов у аборигенов Австралии. Изображения лабиринтов на камнях, деревьях, земле были связаны у аборигенов Австралии с представлениями о «нижнем мире». Около них совершались обряды умножения добычи, инициации и другие культовые действия.

 

 

Однако, далеко не везде лабиринты сопровождаются захоронениями. Например, на Красной Луде, Терском берегу Белого моря и многих других местах следы могильников не обнаружены.

Известные местонахождения лабиринтов связаны не только с морем вообще, но и с определенными его участками, наиболее богатыми рыбой, с рыбацкими тонями. Отсюда появилась точка зрения, что лабиринты носили промыслово-рыболовный характер. По версии исследователя И.М. Мулло, лабиринты представляют собой план сложных орудий лова (рыболовных ловушек), выложенный камнями на земле для облегчения их дальнейшего сооружения в местах лова. Сопоставление конструкции лабиринтов с рыболовными сооружениями типа "вентерь" или "тайник", устройство которых практиковалось населением Мурманского побережья заставило также Н. Н. Гурину высказать предположение о том, что лабиринты связаны с магическими обрядами, целью которых было обеспечение морского промысла.

Археологи, в местах расположения карельских лабиринтов, находят древнюю асбестовую керамику. По мнению Н. Н. Гуриной, точку зрения которой разделяет большинство исследователей, племена, производившие асбестовую керамику, следует считать предками саамов, то есть возможными строителями лабиринтов. Но местоположение лабиринтов далеко не всегда совпадает и с местами скопления и миграций рыбы. Удивляет отсутствие лабиринтов на пресных водоемах, в том числе и таких значительных, как Ладожское и Онежское озера, которые в сознании древнего населения вполне могли ассоциироваться по своей величине с морями. У вепсов, например, Онежское озеро именовалось морем. Существенным отличием морей от пресноводных водоемов помимо состава воды, флоры и фауны, являются приливно-отливные колебания уровня воды, достигающие, к примеру, в горле Белого моря 6 м, а местах нахождения большинства лабиринтов 1,5—2 м. Отсюда некоторые исследователи делают выводы, что лабиринты связаны с этими колебаниями воды.

 

 

Разные версии ученых дают основание полагать, что значение лабиринтов трудно определенно связать с какой–либо одной идеей. Возможно, в разных частях Северной Европы их функции отличались. Назначение памятников могло изменяться с течением времени. Первоначально их могли использовать для промысловой магии, затем связывать с культом мертвых и погребальными церемониями, а в современности использовали для проведения народных праздников. Магическая фигура лабиринта вызывала и вызывает самые разные ассоциации и формы осмысления.

 

В стоимость включено:

Отзывы (0)