Вторая родина Константина Паустовского
Описание:
Певец Мещерской стороны – так называют Константина Паустовского. Благодаря его писательскому таланту воспет и прославлен на многих языках мира наш тихий заповедный уголок Рязанщины. Обычно так нежно и проникновенно пишут о родной земле. У Паустовского же встреча с рязанским краем произошла уже в зрелом возрасте, однако она стала для него судьбоносной.
«После Мещеры я стал писать по-другому – проще, сдержаннее, стал избегать броских вещей и понял силу и поэзию самых непритязательных душ и самых невзрачных вещей...» – признавался писатель.
Заповедная страна
Есть красивая история о том, как однажды в московском магазине Константину Георгиевичу завернули кусок голландского сыра в обрывок старой карты географической карты. У себя дома, по привычке что-либо читать за чаем, Паустовский разгладил бумагу, принялся её рассматривать и был поражён: перед ним лежал обрывок карты «заповедной страны».
«Бесконечные леса, озера, извилистые реки, едва намеченные пунктиром заросшие дороги, пустоши, деревушки, лесные кордоны и даже постоялые дворы – все, о чем я мечтал в своей жизни, было собрано здесь», - так описывает этот эпизод сам Паустовский в своей «Книге скитаний».
Место, изображённое на обрывке карты, как нетрудно догадаться, было Мещерой. Вскоре знакомый священник посоветовал ему побывать в посёлке Солотча с её древними монастырскими постройками. Путь в Солотчу пролегал по узкоколейке через Владимир, Туму, городок Спас-Клепики и знаменитый мещерский лес. За время пути Паустовский не уставал восхищаться красотой русской природы, и с тех пор вся его жизнь «круто переменилась».
Однако вся эта романтичная история «случайной встречи» с рязанским краем – в немалой степени всего лишь авторский приём. На самом деле знакомство с Рязанью и её окрестностями у писателя состоялось гораздо раньше – за 10 лет до описанного выше эпизода.
«Самый русский из всех городов»
В Рязани жили родственники первой жены Константина Паустовского Екатерины Загорской, - семья Павловых. Так что приезжая к ним в гости с начала 20-х годов прошлого века, писатель с удовольствием бродил по старым улочкам Рязани, которую он называл «самым русским из всех городов»: один, или с женой, а затем и с маленьким сыном Вадимом; обдумывал сюжеты будущих рассказов. «Весь деревянный, с петушками, крылечками, геранью и громадными липами», - так описывал наш город Константин Георгиевич.
Екатерина Степановна Загорская родилась на севере Рязанской губернии, в семье священника и сельской учительницы. Девочка рано осиротела, и вместе со старшей сестрой Еленой её приютили родные, живущие в Рязани. К началу 1900-х годов сестёр определили в Епархиальное женское училище (ныне здание РГУ на улице Свободы), которое они закончили в 1907 году. Затем Екатерина Степановна поступила на словесное отделение Высших Женских курсов в Москве. Все каникулы и праздники девушка проводила в Рязани.
Паустовский встретил свою первую будущую жену в 1914-м, в полевом санитарном поезде. Шла Первая мировая война, она была сестрой милосердия, он - санитаром. «Я увидел тебя, вначале такую недостижимо далекую, озаренную, и я — бродяга, нищий поэт, полюбил тебя так чисто, так глубоко и больно, что даже если пройдет любовь, останется на всю жизнь жгучий след», — писал Паустовский Екатерине Загорской в мае 1915-го. Летом 1916 года пара обвенчалась.
Поначалу родные Екатерины Степановны жили на Липецкой улице (сейчас это середина ул. Маяковского), примерно там, где сейчас расположен вход на Центральный рынок. Именно отсюда и начиналось знакомство Паустовского с Рязанью. Муж двоюродной сестры Загорской, Александр Васильевич Павлов, всегда принимал Паустовского очень тепло и, отлично зная Рязань, не раз проводил для писателя увлекательные прогулки по городу.
Когда у молодой пары, живущей в Москве (оба тогда занимались журналистикой), в августе 1925-го родился сын Вадим, его крестили в Рязани.
Впоследствии сын Константина Паустовского вспоминал, как он ходил на лыжах по Липецкой улице вместе с мамой. В мельчайших деталях врезалось в детскую память, как они ездили с дядей на велосипеде до Рюминой рощи и даже купались иногда в Рюмином пруду. Довелось им бывать и на станции Рязань-Пристань узкоколейки: именно отсюда чета Паустовских впервые отправилась поездом в Солотчу в самом конце лета 1930 года…
В октябре 1932 года рязанские родные Екатерины Загорской продали жильё на улице Липецкой и приобрели часть дома № 19 на улице Советской (ныне – Соборной площади). Этот скромный, даже невзрачный с виду домик сохранился до наших дней. Сюда не только приезжали к своим родным Паустовские с сыном: в конце 1930-х здесь побывали известные писатели советской эпохи Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман. Они остановились здесь с ночёвкой по приглашению Паустовского, следуя в Солотчу.
Ещё один интересный факт: в 1938 году Константин Георгиевич участвовал в организации постановки своего произведения «Созвездие Гончих Псов» в театре, известном современным рязанцам как Театр на Соборной. Отсюда до дома № 19 было в прямом смысле слова рукой подать.
В 1936 году Паустовский и Загорская расстались: уличив супруга в отношениях с другой женщиной (Валерией Навашиной, ставшей затем его второй женой), Екатерина Степановна не смогла его простить. Последний раз Паустовский побывал в Рязани в середине 1950-х годов.
«Очаг культурной жизни»
Итак, как уже упоминалось выше, в Мещеру Паустовский впервые приехал в 1930-м. Он обосновался в посёлке Солотча, поначалу - в домике бывшей служащей местной церкви и сельской портнихи, престарелой Марьи Михайловны. После 1932 года Паустовский вместе с другом Фраерманом перебираются из избы Марьи Михайловны в дом по соседству, в деревянную усадьбу известного художника-гравера XIX века Ивана Петровича Пожалостина. Полузаброшенный дом оживает, становится «очагом культурной жизни»: здесь побывало немало друзей и знакомых Паустовского: писателей, учёных, даже кинорежиссёров. Известно, что в Солотче дважды отдыхал Аркадий Гайдар (в 1937 и 1939 годах), именно в пожалостинской баньке он написал свою повесть «Судьба барабанщика».
Солотча на долгие годы стала местом труда и отдыха Паустовского. Он целыми днями бродил по бескрайним мещерским лесам, по лугам, по берегам озёр и рек. Автор легко находил общий язык с простыми деревенскими жителями, расспрашивал их об истории этих мест, об их собственной жизни и… много и плодотворно писал. При этом рабочий стол писателя часто украшал душистый букет полевых цветов.
В 1931 году в апрельском номере горьковского журнала «Наши достижения» выходит очерк Константина Паустовского «Мещерский край»: здесь он впервые рассказывает о Мещере, о доме Пожалостина и о знаменитых солотчинских художниках-«богомазах». В последующие годы серия произведений, посвящённых рязанской Мещере, только растёт. Среди прочих, в середине 30-х годов автор создаёт цикл мещерских рассказов («Барсучий нос», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Последний черт» и «Резиновая лодка»).
В 1939 году вышла в свет поэтическая повесть писателя «Мещерская сторона», признанная лучшим произведением Паустовского о любимом крае.
И в послевоенные годы писатель продолжает создавать произведения мещерского цикла. В том числе он пишет рассказ «Телеграмма», который до глубины души поразил звезду мировой величины, певицу и актрису Марлен Дитрих: в знак глубочайшего уважения она преклонила перед писателем колени во время своего приезда в Москву в 1963 году.
В общей сложности около 50 произведений разных жанров посвятил Константин Паустовский Мещере.
Последние тринадцать лет жизни писатель провёл в небольшом городке Тарусе в Калужской области, но сохранил в сердце любовь незабываемой мещерской стороне. Последний раз Константин Георгиевич побывал в Солотче за два года до смерти, в августе 1966 года. Он к тому времени был изнурён разными недугами, однако Мещера, как обычно, чудесным образом повлияла на его самочувствие, так что пожилой мужчина с удовольствием порыбачил на Старице.
Константин Георгиевич мечтал навсегда обосноваться в Солотче, построить здесь дачу. Увы, эти мечты не сбылись. После смерти Паустовского, его третья и последняя жена Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, приехала в Солотчу и выкопала в лугах куст шиповника с комком мещёрской земли, который она посадила потом на могиле Паустовского.