Санкт-Петербург

Петергоф

Описание:

В 30 километрах от Санкт-Петербурга
находится его блестящий пригород – Петергоф. До революции 1917 г. он был одной из летних царских резиденций.

Слово «Петергоф» в переводе с немецкого означает «Петров двор». Впервые оно упоминается в походном дневнике Петра 1 за 1714 г. В некотором смысле Петергоф обязан своим появлением Кронштадту (который был заложен зимой 1703-04 гг.). Пётр часто посещал стройку морской крепости и добирался по суше и по морю. Путь по суше шёл по трассе, близкой к нынешнему Петергофскому шоссе до Петергофской мызы, либо Ораниенбаума. Здесь Пётр со свитой пересаживался на судно и по воде добирался до острова Котлин. Для остановок в этих частых путешествиях Пётр и приказал заложить небольшой путевой дом, ставший со временем его любимым детищем – Петергофом. Началось осушение прибрежной территории, а после этого и работы по разбивке парка, строительству Большого и малых дворцов. Когда Пётр побывал в Версале, то загорелся идеей создать «русскую Версалию» здесь, рядом с Санкт-Петербургом. Многие европейские идеи приходили в начале 18 века в нашу страну, однако попадая на русскую почву причудливым образом преобразовывались и видоизменялись таким образом, что стали самобытными и национальными явлениями, целыми пластами отечественной культуры. Таков Петергоф.

В начале 1710-х Петр сам сделал наброски плана дворца на холме и парка с фонтанами. Строительные работы начались в 1714 г. Петр 1 приглашал архитекторов из Европы. Первым зодчим стал Иоганн Браунштейн, который разработал общий план и стал претворять его в жизнь. Леблон также некоторое время занимался постройкой Петергофа до своей смерти в 1719 г. Микетти, а затем и Земцов продолжили начатое.

15 августа 1723 г. стало днём открытия Петергофа, Пётр 1 пригласил иностранных послов и устроил грандиозный праздник. Морская резиденция символизировала прорыв России к морю и окончание Великой Северной войны.

Во времена Елизаветы Верхние палаты (Большой дворец) были реконструированы Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. Он сохранил центральную часть петровских построек, надстроил этаж и увеличил фасады, создав анфиладу комнат. С восточной стороны появилась дворцовая церковь («крыло под крестом»), а с западной – «крыло под гербом». К 1755 г. работы были закончены.

Летняя резиденция использовалась в самых торжественных случаях. Дворец освещался 10 000 свечей, на балы приглашали до 3000 гостей и только избранные имели возможность переночевать во дворце. Остальные же останавливались в своих каретах, которые ставили в Верхнем саду.

Знаменитые Петергофские фонтаны, прежде всего Большой Каскад – это памятники победам России. «Самсон, раздирающий пасть льва» символизирует Россию, победившую Швецию в Северной войне. Решающее сражение – Полтавская баталия произошла 27 июня 1709 г., в день св. Самсона Странноприимца. Ну а лев - это символ Швеции, он изображён на её гербе. Таким образом аллегория становится понятной современному человеку. Фонтан был установлен в 1735 г. в ознаменование 25 годовщины Полтавской битвы. Высота струи – 21 метр.

Большой каскад имеет 17 водопадных уступов, 39 позолоченных статуй, 29 барельефов, 142 водные струи.

Морским каналом Нижний парк разделён на две части. На восточной половине находится Монплезир («моя отрада», «моё удовольствие» фр.) – небольшой дворец, так любимый Петром 1. Строительство было начато в 1714 г. и завершено к 1723 г. Небольшого размера здание, выполненное на голландский манер, продуваемое всеми ветрами очень нравилось Петру. За окнами своего Морского кабинета Пётр видел воплощение своей мечты в реальность: по Финскому заливу шли корабли, виднелись очертания Кронштадта и Петербурга, Россия «ногою твёрдой стала при море».

К Монплезиру ведёт аллея, начинающаяся от каскада «Шахматная гора». Рядом расположены и Римские фонтаны. Первые фонтаны появились перед каскадом в 1739 г., с течением времени они прошли ряд изменений по проектам Растрелли и др. мастеров.

В отдалении справа, в глубине парка находится фонтан «Пирамида». Впервые он упоминается в 1721 г. Первоначально фонтан был деревянный, но к концу 18 в. приобрёл мраморную отделку. 505 форсунок, отрегулированных по диаметру, формируют 7 ярусов струй. «Пирамида» расходует больше воды, чем другие фонтаны.

Возвращаясь к Монпезиру нельзя не заметить и памятник основателю Петру 1. На пересечении Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы в 1884 г. установлен памятник Петру I. Бронзовый Петр в мундире Преображенского полка энергично шагнул, опираясь на трость, к берегу Финского залива. В его левой руке крепко зажата подзорная труба. Взгляд Петра, вся его фигура выражают решительность полководца и государственного деятеля — преобразователя России. Памятник создан замечательным русским скульптором XIX в. М. Антокольским. В период оккупации Петергофа фашисты похитили статую и найти ее впоследствии не удалось. По авторской гипсовой модели, сохранившейся на заводе «Монументскульптура», изготовили копию и установили памятник на своем месте в 1956 г.

С главной осью Нижнего парка связана и Марлинская аллея, проложенная параллельно морскому берегу. В 1714-1723 гг. аллея была проложена от восточных границ парка до Марлинского пруда. Её планировка связана с именами Браунштейна, Леблона, Микетти. На оси аллеи находятся фонтаны «Адам» и «Ева». Петр прилагал не мало усилий для украшения своего Парадиза. А каждый земной сад должен быть отражением сада райского, поэтому очень символично появление этих фонтанов и в Петергофе.

Скульптуры были выполнены в 1718 г. ваятелем Д. Бонаццей по заказу С. Рагузинского, русского дипломата. В октябре 1722 г. статуя Адама заняла своё место. В 1726 г. появился и фонтан с фигурой Евы. Не обошлось без аллегорических параллелей. Адам и Ева символизируют прародителей Российской империи - Петра 1 и Екатерину 1.

Двухкилометровая Марлинская аллея ведёт к дворцу Марли, что вблизи западной границы парка. Этот дворец был спроектирован Браунштейном в 1720 г. В 1723 г. строительство было завершено. Внутри дворца всего 7 комнат на каждом из этажей. В период Великой Отечественной войны дворец был почти уничтожен, как и многие другие памятники Петергофа и возрождён трудом сотен реставраторов. В 1982 г. Марли был открыт вновь.

Рядом находится и каскад «Золотая гора», возведение которого началось в 1721 г. Проект создал Микетти, скульптурное убранство выполнено по рисункам Земцова. Полностью завершено создание фонтана было только в 1731-1732 гг. Водопадную лестницу архитектор расширил и увеличил по высоте, появились фонтаны-скульптуры «Андромеда» и «Нимфа». В 1870 г. архитектор Н. Л. Бенуа отреставрировал каскад, по его чертежам кирпичные водопадные ступени облицевали мрамором и заменили статуи. В 1979 г. завершилась вторая (после 1870 г. ) реставрация.

Также в западной части парка находится и павильон Эрмитаж. Не стоит его путать с Государственным Эрмитажем, общего у них только название. «Эрмитаж» означает «место уединения», «жилище отшельника». Уединенный характер этого сооружения подчёркивается «каналом», отделяющим его от остальной части парка.

Предназначался этот павильон для увеселительного и уединённого времяпрепровождения в кругу избранных друзей. Строительство началось в 1721 г. и завершилось летом 1725 г. Второй этаж использовался для пиршеств, туда можно было подняться на специальном  кресле-лифте. Слуги находились внизу и подавали блюда при помощи стола на 14 персон с подъёмным механизмом. Гость мог заказать желаемое блюдо, тарелка опускалась вниз, и через несколько минут заказ появлялся на столе.

Стены декорированы 124 картинами, развешанных рядом друг с другом. Такая развеска называется шпалерной. Картины подгоняли по размерам, иногда обрезали или дописывали, основная задача была подобрать подходящие цветовые решения, а не сохранить единство тематики и стиля. Картины были сохранены в эвакуации в период войны.

Петергофский Эрмитаж стал первым среди подобных парковых сооружений в России, столь модных в 18 веке.

Неподалёку располагается и Львиный каскад. По плану его строительство должно было начаться ещё в 1720-е гг, однако этого не произошло. В 1854-1855 гг. А. Штакеншнейдер выполнил этот фонтан уже в духе позднего классицизма. Во время войны фонтан был полностью разрушен и восстановлен только в 2000-е.

Фонтанов в Петергофе больше чем в Версале, а сам парк (по свидетельству многих туристов) выглядит изящнее и масштабнее знаменитого пригорода французской столицы. Но главное, что все фонтаны работают без единого насоса, используется принцип «самотёка». Источники воды располагаются на Ропшинских высотах, в 20 км от Петергофа. Вода собирается через сложную систему рек и каналов, скапливается в специальных резервуарах и самотёком бьёт, а после чего стекает в Финский залив.

В этом кратком обзоре упомянуты лишь самые основные красоты Петергофа. Чтобы увидеть это (и многое другое) своими глазами, приезжайте в Петергоф!

В стоимость включено:

Услуги гида

Отзывы (0)