Музей декоративно-прикладного искусства
Адрес: Соляной пер., 13
Телефон: (812) 273-3258
Проезд: Станция метро Чернышевская
О компании:
Первый в Санкт-Петербурге музей декоративно-прикладного искусства был создан при Центральном училище технического рисования. Само училище было основано в 1878 году известным предпринимателем бароном А. Штиглицем. Придворный банкир, первый управляющий Государственным банком, общепризнанный \"король петербургской биржи\", Штиглиц прославился также как тонкий знаток искусства и меценат. До конца своих дней Штиглиц тратил на свое любимое детище баснословные суммы, приобретая новые уникальные экспонаты для училища и организованного при нем музея. В 1878-1881 годах архитекторы А. Кракау и Р. Гедике выстроили для училища здание в Соляном переулке. Первым руководителем училища был выдающий петербургский зодчий, академик архитектуры М. Месмахер. Он 18 лет возглавлял Центральное училище технического рисования барона А. А. Штиглица, успешно сочетая проектную и строительную работу с педагогической деятельностью. Именно по проекту Месмахера в 1885-1896 годах рядом с училищем было построено здание для созданного при училище музея декоративно-прикладного искусства. По целесообразности планировочного и конструктивного решения это здание было признано одним из лучших не только в России, но и в Европе. Фасад музея выполнен в стиле неоренессанса с преобладанием мотивов венецианской архитектуры 16 века. При всей декоративной насыщенности и дробности форм, свойственных поздней эклектике, облик здания дышит монументальностью и благородством. Это подчеркивает и материал облицовки, в качестве которого использовался светло-серый песчаник. Фасад здания представляет собой своего рода учебное пособие по истории декоративного искусства всех времен и народов. На нем размещены аллегорические скульптуры работы скульпторов А. Баумана и М. Чижова, портреты и имена мастеров прошлого. На фронтоне здания, среди аллегорических фигур архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства, изображен сам архитектор Месмахер. Каждый зал музея оформлен в стиле определенной художественной эпохи - в зависимости от размещенных в нем экспонатов. Огромный главный зал представляет собой \"атриум\", перекрытый двойным железостеклянным куполом. Он исполнен в виде величественной двухъярусной аркады наподобие дворов итальянских палаццо эпохи ренессанса. Разительный контраст этой традиционной теме составляет парящая конструкция перекрытия, выполненная по типу решетчатых строительных ферм французского инженера К. Полонсо. Это один из самых смелых и совершенных образцов новой архитектуры \"железа и стекла\" в петербургском строительстве конца 19 века. Благодаря Штиглицу и Месмахеру музей декоративно-прикладного искусства, первоначально задуманный как учебный, стал обладателем одной из самых богатых коллекций декоративно-прикладного искусства в Европе. В его коллекциях насчитывалось около 30 тысяч уникальных экспонатов. После Октябрьской революции значительная часть экспонатов музея была передана Эрмитажу. А музей при училище, позднее переименованном в Высшее художественно-промышленном училище им. В. П. Мухиной, был открыт для посетителей только в 1945 году. В наши дни экспозиция музея размещена на первом этаже здания. В собрании музея представлены образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства 16-начала 20 века, советского прикладного искусства, промышленного дизайна. В музее можно увидеть редкостные коллекции русских изразцовых печей 18 века, советских тканей 1920-1940-х годов, художественную мебель, фарфор, металл, керамику, ткани, стекло, костюм 16-начала 20 века. В музее регулярно устраивают выставки изделий из полудрагоценных камней.