Первый в мире ледокол ЕРМАК
Описание:
17 октября 1898 года в Англии для России по проекту Степана Макрова спустили на воду первый в мире ледокол «Ермак».
Почему "Ермака" не стали строить на отечественных верфях?
По одной из версий, российские верфи в то время были очень нагружены строительством военных судов. К тому же, предполагалось, что строить ледокол дешевле будет за границей – не нужно заниматься импортом деталей и прочего.
Это был первый в мире ледокол арктического класса и "дедушка" современного русского ледокольного флота.
До этого времени ледоколы по большей части были речными или портовыми, а "Ермак" мог выходить в арктический бассейн, в северные моря..
На тот момент он был оснащен рядом новшеств.
Ледокол обладал особой формой корпуса. Она была бочкообразной со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии – с ледовым поясом, как его еще называли. Такая конструкция обеспечивала "Ермаку" повышенную прочность и способность противостоять воздействию льда. Второй важной особенностью ледокола была форма его носа. Она позволяла ему с ходу заходить на кромку льда и разламывать его своим весом.
Паровые машины мощностью 2500 лошадиных сил каждая приводили в движение гребные винты на корпусе ледокола. Три из них были расположены в корме судна, а четвертый – в носовой части под килем. Это достаточно интересное явление, сейчас в основном винты располагают иначе. Такое расположение винтов должно было облегчить передвижение корабля во льдах. Передний винт создавал поток воды, который отбрасывал отколовшиеся ледяные куски в сторону. Кроме того, наличие винта под носом улучшало возможность судна двигаться задним ходом.
Корпус "Ермака" был разделен на 44 водонепроницаемых отсека. Эти отсеки обеспечивали непотопляемость судна, о которой ратовал адмирал Макаров.
Как говорил Степан Осипович, Россия своим главным фасадом выходит на Северный Ледовитый океан. Поэтому хорошо было бы иметь такие суда, которые позволят исследовать этот край и обеспечить проход судов к устьям крупных северных рек. При этом Макаров был не только инициатором постройки ледокола. Он продвигал эту идею непосредственно в правительстве Российской империи, а затем контролировал разработку и строительство ледокола. Благодаря нему, по сути, "Ермак" и был построен.
Идею Макарова поддержали химик Дмитрий Менделеев, министр финансов Сергея Юльевича Витте. Уже при его содействии идея строительства "Ермака" и была реализована.
Второй ледокол по проекту "Ермака" – "Святогор" – построят в Англии гораздо позже. Это будущий "Красин". Макаров предполагал назвать свои ледоколы по имени речных бассейнов, где они будут использоваться. Сначала думали о названиях "Енисей" и "Обь". Потом наименование "Енисей" сменилось на "Добрыню Никитича" и просто "Добрыню". Но весной 1898 года, когда корпус ледокола уже формировался на стапелях, было решено назвать его "Ермак". Считается, что такое наименование ледокол получил по ходатайству иркутского и томского купечества.
21 февраля 1899 года "Ермак" вышел из Ньюкасла в Кронштадт. 1 марта он вошел во льды Финского залива, двигаясь со скоростью семи узлов, "Ермак" легко преодолевал ледяные поля на своем пути. 4 марта он вошел в Кронштадтскую гавань. Прибытие ледокола было встречено триумфально. Огромные толпы народа встречали невиданный корабль. Тысячи людей вышли прямо на лёд — навстречу ледоколу. Началась служба нашего "дедушки" русского ледокольного флота.
Морские экспедиции, освобождение судов из ледового плена, их проводка по Северному морскому пути. "Ермак" до нашего времени не сохранился, к сожалению. В 1960-е годы его отдали на переплавку.
Приглашаю на экскурсию в Кронштадт.На памятнику адмиралу Макарову , мы найдем изображение Ледокола Ермак.