Санкт-Петербург

Такси XIX века

Описание:

По моим наблюдениям, людисклонны считать современность временем уникальным, неповторимым, почти гениально организованным! Ведь все изобретения и новшества при нас! А меня, при разговоре о прошлом, преследует ощущение, что всё уже где-то было, всё где-то применялось. Я автоматически провожу параллель со старым временем и почти всегда узнаю одни и те же черты, одну и ту же суть, и те же мысли. Взять хотя бы рынок современных пассажирских перевозок, попросту такси. Давайте заглянем и посмотрим на него с высоты XXI века на "отсталый" рубеж XIX - XX вв. Тогда он, прежде всего, был представлен легковыми извозчиками. Их было очень много - около 15 тысяч (налицо перенасыщение рынка, как и сегодня). Всем извозчикам (таксистам) для получения номера на право езды (лицензии) надо было пройти особый осмотр (сегодня - диагностическая карта), за чем наблюдала городская управа (комитет по транспорту).  Извозчики должны были иметь "столичный вид": лошадь "годная", экипаж-пролетка приличный (сейчас требование - авто не позднее определенного года выпуска),  одежда - по форме: синий кафтан, низенький цилиндр с пряжкой спереди (вот здесь, к сожалению, различие очевидно)). В Овсянниковском сквере на Песках был специальный навес  с будочкой, здесь сидела комиссия из представителей городского управления и полиции для приема денег и выдачи номеров. Подъезжали извозчики, производился придирчивый смотр лошади, экипажа и самого извозчика. Если все было в порядке, сразу принимали деньги и выдавали номера. Некоторых браковали, требовали что-то исправить (сегодня, до введения ужасающей реформы техосмотра, сделать это гораздо легче). 

Определенной таксы не было (вот где виден сегодняшний прогресс!). Извозчик запрашивал сумму, учитывая общий облик седока, один он или с дамой, какая погода, какое время дня, торопится седок или нет, приезжий он или местный, много ли у него вещей, знает ли город, ну и конечно - на какое расстояние везти. Торговались, спорили, седок отходил, опять возвращался, наконец садился. При дамах обычно не торговались. Это напоминает изрядно поредевший, но всё еще многочисленный вид таксистов при аэропортах и вокзалах, которые пристают к выходящим, обещая дармовую комфортную поездку за которую потом спрашивают немыслимую цену, куда уже включена бесплатная лекция о государственном переустройстве и политической нестабильности в мире от автора. 

А перед первой мировой войной извозчикам ввели даже таксометры!!! Он укреплялся у извозчичьего сиденья, на нем был красный флажок.

Ездили извозчики обычно от «хозяина» (здесь всё как сейчас, если таксист работает не на своем авто). У каждого «хозяина» было было по нескольку рабочих-извозчиков, которых он страшно эксплуатировал: за поломку экипажа или сбруи вычитал из заработка, сдавать определенную сумму извозчик должен был ежедневно, например 3 рубля, заработал он их или нет (сегодня это автомобиль в аренду, когда таксист сначала должен «отбить» эту аренду, а потом уже и начинать самому зарабатывать). Отвечал он и за здоровье лошади. Вечной заботой извозчика было выбрать удачное место для стоянки, использовать разъезд публики из театра, прикатить к вокзалу к прибытию поезда (в общем точно как и сегодня).

Были в столице и лихачи – извозчики высшей категории (сегодня можно соотнести с такси премиум-класса). У лихача лошадь и экипаж были лучше, сам он был виднее и богаче. Лихач был похож не на извозчика, а на собственный выезд. Лихачи поджидали выгодного случая прокатить офицера с дамой, отвезти домой пьяного купчика, быстро умчать какого-нибудь вора или авантюриста. Драли они безбожно, но мчали действительно лихо! Нанимали их люди, сорившие деньгами, и те, которые хотели пустить пыль в глаза.

Как видите, что сто лет назад, что сегодня наша жизнь не такая уж и разная. Я уверен, что меняются лишь технические средства, но суть организации и самого человека неизменна. Давайте понаблюдаем и за другими сферами, и мы обязательно найдем там много схожего или, по-крайней мере, знакомого)

Отзывы (0)