Зодчество 12 века в Смоленске
Описание:
Крупным центром сформировавшегося зодчества собственных вкусов стал Смоленск, лежащий на живописных высотах левого берега Днепра. Город, расположенный между Киевом и Новгородом на великом днепровско-волховском пути "из варяг в греки", быстро развивался и богател, усиливая свое военно-политическое значение в условиях междукняжеской борьбы. А сочетание холмов, извилистых оврагов плато только привлекало мастеров к строительству. К сожалению, не так много памятников дошло до нас, большинство известно только по раскопкам.
Зодчество Смоленска сформировалось к середине 12 века, также благодаря участию в его развитии черниговских зодчих и обширному строительству. Не сохраненный городской собор, заложенный князем Владимиром Мономахом в 1101 году, оставил после себя образцы (кирпичи и раствор), позволяющие утверждать, что храм был изначально сооружаем южнорусскими зодчими, а потом продолжен черниговскими.
С середины 12 века до нас дошла наиболее уцелевшая церковь Петра и Павла, имеющий по старой традиции четыре столпа, строгий и мощный статичный вид.
Церковь Петра и Павла 1146 год. По другим источникас исследователи заявляют о 1170 г.
Стены приобретают большую пластику благодаря лопаткам (вертикальный рельефный выступ в стене для декора) и полуколоннам (также вертикальный, но в виде колонн, рельефный выступ в стене), обогащены фризом, резными деталями и выложены из тонкого красного кирпича с плинфой. Расположение окон и портала (входа) оживляет стены, как и барабан купола , в котором 12 узких арочных окон. Фасады украшены аркатурой (орнаментальная кладка) внутри закомар( которые имитируют арки на фасаде храма) и поребриком ( орнаментальная кирпичная кладка, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены ), что пришло с галицкой традицией. Эти приемы ,вместе с выпуклыми крестами на широких плоскостях угловых лопаток, подчеркивают могучие суровые стены. Но крупная глава, сконструированная из 12 граней, наоборот, обладает легкостью и изяществом, особенно созданным нарядным поясом из керамических плиток. Величие и холодность отражает удивительный интерьер. Пол устлан глазурованной керамической плиткой, стены и своды богато расписаны. На стенах древнего храма исследователи обнаружили граффити, датируемые концом XII века. Хоры (как увеличенные лоджии для князя и знати) , всегда располагаясь на втором этаже, имеют в юго-западном своем углу свою часовню и апсиду (полукруглый выступ стены— алтарная часть). К хорам ведет еле освещенная узенькая лестница в толще западной стены.
Подвергался разрушению в войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Был восстановлен в предполагаемых первоначальных формах в 1962—1963 годах под руководством архитектора П. Д. Барановского
Церковь Иоанна Богослова относится к 60-70 годам 12 века и почти полностью похожа конструкцией на церковь Петра и Павла, однако сохранила она чуть более половины своей первоначальной высоты. Эти две церкви были опоясаны вокруг галереями-усыпальницами. Галерея— узкое помещение, здание, соединяющееся с главным зданием храма, или же галерея встроена в план здания.
Есть и более скромные по размерам четырехстолпные храмы без галерей, раскрытые также раскопками в Смоленске. А более крупными шестистолпными храмами с галереями этого периода является Борисо-Глебский собор Смядынского монастыря.(1145-1147)
Смядынь или Княжеская местность. Борисо-Глебский собор
Смядынь или Княжеская местность. Борисо-Глебский собор Возведены в середине 12 века также открытые раскопками бысстолпная церковь и прямоугольное здание— княжеский терем. Бесстолпная церковь очень просторна и не имеет столпов внутри, однако на ее фасаде внутренние столпы имитируют плоские лопатки (вертикальные рельефные выступы стены). Это удачная попытка создания маленького храма с просторным интерьером. Княжеский терем стоял на высоком краю горы, с которой можно наблюдать панораму города.
Кроме этих сооружений обнаружена весьма отличающееся от традиционно русских храмов церковь — ротонда диаметром около 18 метров (широкий купол), которая подпирается четырьмя тесно и близко поставленных друг к другу столпами. Это церковь " Немецкой Богородицы), служащая в Смоленске приходом для иноземных купцов. Техника кладки кирпича — черниговская, а вот план храма был североевропейским романским , второй половины 12 века, так как строительством руководил скандинавский зодчий.