Блеск и нищета Тверских усадеб
Описание:
Представьте, ситуация: группа - 2 человека, муж и жена, она - известная московская писательница, он - знаменитый фотограф плюс редактор газеты, объехали весь мир. А надо удивлять чем-то новым. А чем? Все ведь уже видели. Вот попала…
И тут в Грузинах рухнул угол в доме Полторацких. Это сказать так просто - дом Полторацких. А это ж не дом - Дворец. При Марке Фёдоровиче его Растрелли строил, а При Константине Марковиче - Стасов. Ничего себе - Стасов! От Твери - 80 км, от Торжка – 20 км, а тут дом по проекту Растрелли и Стасова. Как такое может быть? А если я скажу, что не дом, а дворец в 120 комнат? Тогда будете удивляться?
Итак, во дворце в усадьбе Полторацких обрушился угол северного флигеля. И так удачно сложилось, что был май месяц, грязь от растаявшего снега высохла и даже проселочные дороги стали проезжими, чего уж об асфальте говорить. Вот и предложила я именитым моим гостям поехать в глушь, чтобы поудивляться происходящему.
Конечно, лучше было бы туда министра какого пригласить. Например, культуры. Но министров знакомых нет. Вот и поехали втроем – два фотографа и два писателя, ибо я – и то и другое в одном флаконе.
Это была невероятная поездка. Почки на деревьях только проклюнулись, трава сияла тем невыразимо салатовым цветом, который только в конце мая и бывает. А главное – полное отсутствие крапивы – ходи где хочешь, снимай – что хочешь.
Угол дома лежал на земле, как и положено – грудой кирпичей. Провалившиеся лестницы, сводчатость потолков, просторность залов, разгороженных на палаты советского дурдома (а что, кроме дурдома, можно поселить во дворце, построенном Растрелли и Стасовым) вызывали оторопь и непреодолимое желание залезть туда, куда лезть категорически не следует. Но фотограф мой работает в черно-белой гамме и цветных фотографий не признаёт. А я у него учусь. Короче – лазали, снимали перспективы, панорамы, геометрию углов, крупные планы… Историй про привидения я им не рассказывала. Здесь и без приведений историй столько, за год не расскажешь. Одна Агафоклея Александровна с её фанатичной любовью к Екатерине Великой чего стоит. А отношения Марка Фёдоровича и князя Потёмкина… А Наполеон, который лично допрашивал Константина Марковича… До подделок пушкинских автографов не дошли. В Берново поехали.
По пути – церковь по проекту Горнастаева. Она-то здесь каким образом появилась? Ведь это самые зачатки эклектики… И по окну, по наличнику – Горностаев, ни с кем не спутаешь! Плюс история умопомрачительная о том, как барин со своими крепостными крестьянами договор заключил, что он их всех на свободу отпустит, а они за это будут его обслуживать))) И отпустил…
А в Млевичах на церкви масонские орденские знаки, а в Богатиково – дом барский деревянный с колоннами. Тот который в маршрут «Пушкинское кольцо Верхневолжья» не попал, хоть в нём Пушкин и бывал.
Так незаметно, за разговорами и доехали до Бернова. А в музее – ручки медные, запоры на окнах аутентичные, парк полон солнца и птичьего пения… А потом до Красного с невероятной историей строительства Юрием Фельтеном Преображенской церкви. И даже видевшая писательница, которую давно не удивляли всякие заморские диковины, вдруг сказала: «Это – как вишенка на торте». И точнее сказать было бы трудно, потому что она, реально – очень талантливая писательница!
После этого путешествия фотограф опубликовал замечательный альбом, который назвал «Блеск и нищета Тверских усадеб». Мне так обидно стало – за Марка Федоровича, за Растрелли со Стасовым, за Горнастаева. Говорю ему: «Возишь вас возишь, удивляешь, показываешь. Фотографий надели прекрасных кучу. А получается, что кроме разрухи и запустения и нет ничего?»
Он расстроился и пошёл альбом переименовывать. А я стала фотографии по новой смотреть. И вдруг поняла, что через всю эту разруху, обвалившиеся стены и лестницы, заброшенные парки и заросшие пруды сквозит былое величие. Блеск. Умное, рачительное правление. И ничем этого не скрыть. Никакой нищетой. Это как потёртая позолота, как руины Колизея… И талантливый фотограф это кожей почувствовал, а я - нет. И ни в коем случае не нужно ничего менять. Нельзя!
Так и осталось название. А потом мы так экскурсию свою назвали – «Блеск и нищета Тверских усадеб». Потому что люди обязательно должны это видеть. Пока есть на что смотреть…