«А НЕ СОЧИНИТЬ ЛИ НАМ СКАЗКУ?!»
Описание:
Сюжет знакомого всем произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» был навеян регулярно проводимыми в Российской империи переписями населения. Помните, как главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков решил для личного обогащения воспользоваться изъянами несовершенной системы учета людей. Мы же попробуем разобраться, что происходило на Вологодчине в годы, отмеченные переписными кампаниями, насколько качественная информация о наших предках поступала в столицу.
Указом от 26 ноября 1718 года Петр I предписал «взять сказки» у помещиков, «сколько у кого в деревне душ мужского полу». Таким образом определялось точное число податных душ, подлежавших налогообложению. Спустя 3 года правительство назначило строжайшую ревизию для проверки сказок, ведь в представленных документах цифры были неимоверно преуменьшены (как видите, традиция избегать уплаты налогов укоренилась в нашей стране издавна). В результате за последующими переписями и закрепилось название - ревизия. Единицей учета обывателей становится ревизская душа, которая считалась наличной до следующей переписи даже в случае смерти человека, вот они - «мертвые души», существовавшие только на бумаге.
Русская душа счет любит
Каждую ревизскую сказку ее составитель завершал своеобразным клятвенным обещанием, что «сведения дал без утайки», а в случае обнаружения пропусков или неточностей заранее соглашался подвергнуться штрафным санкциям «без всякого милосердия». Однако ошибки при переписях были неизбежны. В многодетных семьях путали имена детей: девочку, нареченную Анной, записывали Варварой. Одним супругам могли приписать чужого ребенка, у других число нахлебников соответственно уменьшалось: «У Артемия Филиппова Раздобурдина значится дочь Парасковья, которой у него вовсе нет, а находится таковая в семействе по тем же номером у брата его, Фаддея, в сказке же не показана». Замужние женщины нередко, по старой памяти, фиксировались в домах родителей. Описка при указании возраста также приводила к курьезам, когда 5-летних одним неаккуратным росчерком пера превращали в 50-летних. Так что хороший «сказочник» не из всякого человека получался.
Ежели кто, умышленно или по нерадивости, своевременно не вносил всех членов семьи в ревизскую сказку, то впоследствии терпел материальные убытки. Не зря говорят: доверяй, но проверяй. Поэтому сначала местными властями, затем губернскими чиновниками данные переписей в течение многих лет уточнялись. Чем больше времени проходило с момента составления сказки до выявления ошибки, тем выше был размер пени с виновного. Например, в 1835 году мещанин города Кадникова Всеволод Иванов раскошелился на 3 рубля в связи с тем, что не включил в переписную ведомость сына Александра. Он и стал причиной бумажной волокиты нерадивого отца, ведь к платежной квитанции требовалось приложить справку из церкви, подтверждающую рождение, а также составить новую сказку.
Разные люди приезжали из Вологды в глухую провинцию проверять результаты переписи, в соответствии с инструкциями они скрупулезно вели путевые журналы, подробно описывая проделанную работу. Однако когда желание вернуться в Вологду преобладало над остальными, в ход шла изобретательность. Свой отъезд чиновники объясняли плохими погодными условиями, необходимостью дождаться половодья или завершить срочные дела в губернском центре. А проверяющий Яренского уезда А.Попов, не мудрствуя лукаво, просто сослался на головную боль. Поверили ли ему, неизвестно.
Мужская забывчивость
10 ревизий состоялось в России, но ни одна из них не охватила всей территории страны. Только в 1897 году была организована Первая всеобщая перепись населения, длившаяся около трех недель. Найти достаточное количество грамотных мужчин для работы счетчиками оказалось делом затруднительным. Пришлось распоряжением свыше к сбору сведений допустить женщин. Переписчики в буквальном смысле слова стали заметными фигурами. Каждый получил особый нагрудный знак, портфель и чернильницу. Правда, по мнению непосредственного участника переписи А.П.Чехова эмблема больше напоминала ярлык пивного завода, чернильница смотрелась отвратительно, а переписные листы не помещались в портфель.
Ежедневно преодолевая значительные расстояния, разделяющие населенные пункты нашей обширной губернии, активисты проводили опрос жителей по 14 позициям, включая информацию о прозвище и физических недостатках. Проблемы как всегда возникали неожиданно. Что говорить, если иного крестьянина приводил в замешательство простой вопрос об имени и отчестве собственной жены. В ответ звучали следующие слова: «Буду я величать ее! Баба так и есть, и нет ей больше названия».
Государство щедро оплачивало труд счетчиков. Хотя получали они с выработки, заработок на селе доходил до 25 рублей, в городе доход был поменьше – 7-10 рублей. При этом 100 яиц стоили 5 копеек, а среднемесячное жалованье мелкого чиновника не превышало 12 рублей.
Перепись 1897 года явилась единственным источником достоверных данных о численности и составе населения империи в конце века. Из 130 миллионов россиян в Вологде тогда проживало 27 705 человек.
Ольга Якунина
Факты:
Известно, что учеты населения в Китае проходили уже более 4 тысяч лет назад.
В Древнем Риме они назывались цензами, а переписчики – цензорами.
На Руси история переписей началась со времени татарского нашествия, когда с целью обложения данью ввели учет домов.
В XIV-XVI веках в писцовых книгах подробно описывались населенные пункты.
С XVII века в переписных книгах регистрировались дворы.
С 1719 по 1860 годы для подушного учета населения было проведено 10 ревизий населения Российской империи.
С 1920 по 1989 годы состоялось 9 переписей населения СССР.
------------------------------------------------------------------------------------
Статистика:
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года обошлась государству в 7 миллионов рублей.
Ее результаты были обработаны к середине 1905 года и опубликованы в двух томах, содержащих 25 сводных таблиц.
В стране тогда проживало 129,9 миллионов человек, в том числе 77% - крестьяне, 10,7% - мещане, 1,47% - дворяне и чиновники, 0,49% - почетные граждане, 0,47% - лица духовного звания христианского исповедания.
Грамотными считали себя 19,8% жителей.
Более половины населения не состояло в браке.