Музей - Голицинский дворец
О компании:
Старинный дворец с красивыми зубчатыми башнями, увитыми плющом, построенный в первой половине XIX века, принадлежал одному из представителей известного и знатного рода Голицыных — князю Александру Николаевичу Голицыну. Все дела по обустройству территории и строительству дворца изначально взяла на себя родственница и приятельница могущественного сановника - княгиня Анна Сергеевна Голицына, владелица соседнего с Гаспрой имения в Кореизе \"Новый Свет\". Для себя и соседа в Гаспре она выбрала стиль модной тогда готической архитектуры и в этом стиле с помощью архитектора Ф.Ф.Эльсона соорудила свои усадебные постройки и дворец для А.Н.Голицына. Инженерными работами руководил В. Гунт. Много внимания уделялось созданию парка. Долго искали опытного специалиста. Первое время пользовалась услугами воронцовского садовника. Потом появился собственный мастер — Людвиг Кремер. Потребности у владельца были большие, а средств не хватало. В результате обошлись скромными цветниками у стен дворца, одной террасой перед южным фасадом, главной въездной аллеей со стороны северных стен. Остальную территорию занимал английский сад, в котором среди местных дубов, горных кленов и буков появились экзотические пришельцы: платаны, кипарисы, каштаны, кедры. В лабиринте дорожек, среди древних дубов прорыли маленькое озерцо с готической руиной на берегу, через которую пробивался водопад. Гладь воды отражала вершину Ай-Петри. Гуляя по парку обязательно обратите внимание на великолепные виды на Ай-Петринскую гряду гор. Уже в середине 1830-х гг. Гаспра стала важной достопримечательностью Южного берега Крыма и входила в обязательный осмотр путешественников. Во время поездки по Крыму замок в отсутствие хозяина навестил 19 сентября 1837 г. император Николай I в сопровождении большой свиты. В не¸ входил В.А.Жуковский. На втором этаже дворца среднего фасада, в одной из лучших комнат на мраморном камине впоследствии был поставлен портрет князя А. Н. Голицына, а над ним на стекле надпись карандашом, сделанная рукой императора Николая: \"Рад видеть портрет, но оригинала никогда не желаю здесь видеть, ибо кого душевно любишь, с тем не расстаешься вечно... не так ли? Николай, 1837 год. Сентябрь\". Ниже прибавлено: \"Согласна. Александра. Александра, Мария, Елена\". Все это вместе с портретом накрыто было стеклом и обведено золотой рамой. В 1843 году Александр Николаевич подал в отставку и через год умер в Гаспре от апоплексического удара, без всяких страданий. Монахи проводили своего благодетеля в последний путь на третий день после смерти, как и завещал Голицын. На кладбище Георгиевского монастыря сохранилась могила, где нашел свой последний приют князь А. Н. Голицын. Единственное свое недвижимое имение, \"состоящee в садах и строении\", А.Н.Голицын завещал престарелой сестре (по матери) Е.М.Кологривовой \"с правом продажи или передачи по наследству племяннику моему родному камер-юнкеру, Николаю Сергеевичу Голицыну\". Судя по всему, наследники так и не сумели воспользоваться завещанным имением. Вскоре, вслед за братом ушла в мир иной Е.М.Кологривова. В 1848 г. скоропостижно скончался князь Н.С.Голицын. Для Гаспры наступили тяжелые времена - события Крымской войны не лучшим образом сказались на е¸ состоянии... При каких обстоятельствах и на какое время она стала кратковременной собственностью великого князя Николая Николаевича-старшего, так до конца и не ясно. Известно только, что уже в 1865 г. имение перешло в руки Владимира Васильевича Левашова, женатого на урожденной графине Паниной. Графиня много сделала для Гаспры. В 1895 г. Капитально был отремонтирован дворец, переложены перекрытия башен, наружные стены облицеваны под мозаику гаспринским известняком, крыша украшена красной марсельской черепицей. Появились новые сооружения: дом управляющего, жилище садовника, оранжерея с теплицами, сторожка у ворот и так называемый \"флигель у фонтана\", предназначенный для проживания гостей. Удивительно точно, и вместе с тем образно описывает парк рядом с дворцом поэтический этюд Набокова, посвященный лунной ночи в парке 18 сентября 1918 года: Поляны окропил холодный свет луны. Чернеющая тень и пятна белизны застыли на песке. В небесное сиянье вершиной вырезной уходит кипарис. Немой и стройный сад похож на изваянье. Жемчужною дугой над розами повис фонтан, журчащий там, где сада все дороги соединяются. Его спокойный плеск напоминает мне размер сонета строгий; и ритма четкого исполнен лунный блеск. Он всюду — на траве, на розах, над фонтаном — бестрепетный, а там, в аллее, вдалеке, тень черная листвы дробится на песке, и платье девушки, стоящей под каштаном, белеет, как платок на шахматной доске... Своим цветущим состоянием усадьба во многом обязана неутомимым трудам опытного и дельного управляющего Карла Христиановича Класена, проработавшего у Паниной без малого 20 лет. При нем производился капитальный ремонт и строительство новых сооружений, наладился хозяйственный механизм усадьбы, украсился парк, сад; огород и виноградники стали полностью обеспечивать потребности многочисленных постоянных и временных обитателей. Особенно славился своими вкусовыми качествами сладкий и душистый сорт столового винограда Александрийский мускат. В ухоженных цветниках и на аллеях парка круглый год цвели розы, тюльпаны и фиалки. С 8 сентября 1901г. по 26 июля 1902г. в имение после тяжелой болезни приехал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. В Крыму он встречался с А.П. Чеховым, А.М. Горьким, В.Г. Короленко, А.И. Куприным, певцом Ф.И. Шаляпиным. Особняк со стрельчатыми окнами и двумя восьмигранными башнями по бокам сохранился до наших дней - сейчас во дворце размещается один из корпусов санатория «Ясная Поляна», названый так именно из-за пребывания здесь Толстого. Он был открыт в первые годы Советской власти и предназначался для уч¸ных. Торжественное открытие здравницы, которая стала носить диковинное имя ЦКУБУ- санаторий Центральной комиссии по улучшению быта ученых «Гаспра» на 60 мест, состоялось 17 июня 1922 года, а название «Ясная Поляна» ему присвоено в 1947 году.