Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей
О компании:
Юрьев — Польский историко-архитектурный и художественный музей один из известнейших, провинциальных музеев «Малого Золотого кольца» России. Что предшествовало его созданию, каковы причины его возникновения, нам открывают музейные архивы. В документе, от 6 января 1920 года говорится, что коллегия по делам музея, охраны искусства и памятников старины слушала доклад А.И. Романова о его поездке во Владимир по делам музея. В результате было вынесено постановление: «…просить исполком в срочном порядке предоставить помещение под музей…», с целью проведения в жизнь постановления губернского съезда от 6-10 июля 1919 г. Открытие музея было приурочено ко дню празднования Октябрьской революции 7 ноября 1920 года.
Первым заведующим Юрьев-Польского художественно-исторического музея становится 37 летней учитель ИЗО Романов Афанасий Иванович, после окончания Строгановского училища, работавший в 1-й советской школе 2-й ступени. В помещении столовой и смежной с ней комнате этой школы было решено поместить музей. Через год всё музейное имущество было перевезено в здание бывших номеров купцов Хлебниковых. В число первых экспонатов входили национализированные ценности из имений помещиков, купцов, князей Голицыных и Салтыковых, из частных собраний фабрикантов Ганшина и Овсянникова, церквей и монастырей. Через два года, музейная коллекция значительно выросла и не помещалась в маленьких купеческих комнатах. В 1922-1923гг. при содействии П.Д Барановского 1325 музейных предметов, уже обживали бывший мужской Михайло-Архангельский монастырь. Идею по созданию музея на базе монастыря Барановский выдвинул с целью сохранения этого высокохудожественного архитектурного комплекса ХVI – XIXвеков, расположенного в самом центре города. В это время фонды музея частично пополнились за счёт монастырского имущества. На основе собранного материала открывались экспозиции. Приведём дословный текст документа: «…готовится к открытию культурно-исторический отдел в нём собраны предметы финской и славянской культуры X-XIв.в., добытые случайными раскопками на территории Юрьевского уезда, коллекция древнерусского оружия XI-XIIв.в., коллекция монет XY-XYIIIвв., предметы религиозного культа XVII-XIXвв., разного рода атласы, карты. Всего в первом отделе насчитывалось 574 предмета. Художественный отдел содержит картины, этюды, гравюры в количестве 372 предметов. Третий отдел бытовой, наиболее богат и разнообразен экспонатами. В нём собраны хрусталь, фарфор XVIII-XIXв.в., ларцы, шкатулки, головные уборы и кружева, кошельки и бумажники, статуэтки и вазы. Всего 673 предмета. Четвёртый отдел естественнонаучный, только зарождающийся, в нём собраны остатки костей вымерших животных, найденных в пределах уезда, предметы морской флоры и фауны, вывезенные из Крыма и пожертвованные музею». Как видно из текста большинство предметов было случайных. Поэтому первые экспозиции демонстрировали все, что было в музейном собрании на тот момент и имели кунсткамерный характер. В эти годы музею передаётся Георгиевский собор XIII в. Параллельно под руководством П.Д. Барановского ведутся работы по освобождению собора от позднейших пристроек. 8 сентября 1929 года Афанасий Иванович Романов передаёт по акту музейные предметы вновь назначенному директору И.И. Кадикову бывшему научному сотруднику музея. Увольнение Романова А.И. было связано с переездом его на постоянное жительство в Москву. Первоначально у наших коллег не всё получалось, дело новое поучиться было не у кого. В архиве сохранилась резолюция к докладу И.И. Кадикова, указывающая на недостатки в музейной работе. Для развития музейного дела требовались финансовые вложения, но новое государство ещё не сформировалось, а от старого режима остались лишь осколки в виде уцелевших ценностей. Трудно было первым музейщикам, даже документы, приказы, служебные записки писали на оборотной стороне старинных фамильных архивов XIX века. Год от года чувствуется улучшение в работе, появляется уверенность в действиях руководства и сотрудников. Из документальных материалов явно видно, что в 1929 году музей шёл уверенным курсом к поставленным задачам. С 1 по 6 декабря 1930 года в Москве был собран первый музейный съезд. Съезд потребовал решительного поворота музеев к насущным проблемам дня, коренной перестройки музейной методологии на марксистко-ленинской основе. В сохранившихся планах последующих лет во главу ставилась задача по антирелигиозной пропаганде. Это видно из подлинных документов, школа 2-й ступени, например, обращается с просьбой выдать из коллекции музея одежды священника и двух монахов для проведения антирелигиозного вечера, которые они обязуются вернуть по завершении мероприятия. В этот период музейные фонды лишились колоссального количества памятников церковного искусства, которые нещадно уничтожались, или использовались не по назначению. Через 4 года Кадикова И.И. сменяет Михаил Иванович Орлов. Вновь назначенный директор становится активным собирателем археологических, геологических коллекций. 1920-1930- годы это время когда на территории Юрьев-Польского района активно действовало научное общество по изучению местного края, впоследствии получившее название районное бюро краеведения. Михаил Иванович становится его председателем. Почти все исследования по краеведению в районе проводились с его участием. Тематика краеведческих исследований была очень разнообразна. Проводилось изучение геологического материала. Все результаты фиксировались в полевых дневниках. Отражала это и местная пресса. Образцы найденных материалов передавались в экспозицию для показа населению. В музее сохранился документ, где Михаил Иванович описал, в каких тяжелейших условиях приходилось ему работать, вкратце мы поместим его горестную исповедь: «…бюджет музея состоит лишь из средств от сдачи в аренду помещений монастыря. Доход музея не превышает 200 руб. в месяц, этих средств хватает только на зарплату сторожу и хозрасходы. На научно-краеведческую работу, на наём и оплату научных сотрудников средств нет. Райисполком отказался оплачивать работу единственного работника (имеет в виду себя) и заведующий музеем не получал зарплату с марта месяца…» Орлов М.И. проводил экскурсии, очищал от навоза и мусора площадь перед музеем, заготавливал дрова на зиму. Музей на грани закрытия, благодаря неимоверным усилиям Михаила Ивановича музей был сохранён. Являясь членом многих обществ, возникавших тогда в районе, был активным пропагандистом культуры, искусства, лектором. Спорил, случалось, ругался с властями, защищая музей и его коллекции. Может поэтому он был репрессирован в 1936 году. В годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. экспозиции были свёрнуты, но ненадолго. В конце 1942 года музей вновь открывается, восстанавливаются некоторые экспозиции, следующий год из-за недостатка топлива музей работал только 5 месяцев. За это время в музее побывало 4 тысячи 800 человек учащихся, взрослых и военнослужащих. Начиная с 1936 года и весь военный период, музей возглавлял Фёдор Николаевич Полуянов. Ничего нового в работе музея в этот период не произошло, но была выполнена самая глобальная задача, это сохранение музейного фонда. Не смотря на страшные военные события музейные предметы, были защищены от хищения и полного разрушения. Начиная с 1953 года, наступает оживление в музейной деятельности. Государство обращает своё лицо к музеям, появляется термин туристические группы, маршруты. В музее расширяется штат. Кроме директора работают два научных сотрудника Долотова Валентина Ивановна и Ананьина Елизавета Георгиевна. В это время Георгиевский собор показывался туристам, была начата работа по формированию коллекции белого камня. Георгий Карлович Вагнер, работавший здесь в 1960 годах в своей книге «Мастера древнерусской скульптуры» пишет, что именно трудами Полуянова Ф.Н. и Барановского П. Д. была собрана коллекция резных камней и устроен лапидарий внутри Георгиевского собора. Отчёты Полуянова Ф.Н. полны энтузиазма, твёрдой уверенности в завтрашнем дне, приведём небольшую цитату из годового отчёта за 1954г. «…Учитывая, что новый день в нашей жизни даёт новые успехи и достижения не только по всей стране, но в своём районе работники музея, собирая новый материал, составили тематико-экспозиционные планы «Дореволюционное прошлое нашего края», «Русская культура ХIХ века, «Участие края в Крымской войне». 28 марта 1966 года указом президиума верховного совета РСФСР за заслуги в области культурно-просветительской работы Полуянову Федору Николаевичу было присвоено почётное звание заслуженного работника культуры РСФСР. В 1968 году после выхода на пенсию Фёдора Николаевича сменила Калабина Зинаида Ильинична, работавшая научным сотрудником. В это время в городе создаётся реставрационный участок. Музей получает помощь от местных предприятий фабрики «Авангард», завода «Промсвязь». Активно проводилась реставрация коллекции живописи, икон. Открывается городское бюро путешествий и экскурсий, что способствовало привлечению в город туристов из Прибалтийских городов, Ленинграда, Киева, Бреста, Ташкента. Зачастую ежедневно в музей прибывало по 10-15 групп. К концу шестидесятых годов в музейных отчётах появляется новый раздел «Помощь областного музея». Поэтому создание объединённого государственного Владимиро-Суздальского музея заповедника было не случайным и не спонтанным решением. 29 мая 1974 года Исполкомом Владимирского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение о создании крупного музейного объединения, состоящего из филиалов которыми стали музеи районных городов Владимирской области. Куда и вошёл Юрьев-Польский краеведческий музей. Этот период был возрождением для нашего музея, две экспозиции, созданные в то время, существуют до сегодняшнего дня. Тогда за каждой экспозицией были закреплены ответственные научные сотрудники из головного музея и профессиональные художники из Москвы или Ярославля. В 1989 году 3 февраля исполнительный комитет Владимирского областного совета народных депутатов выносит решение о преобразовании Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника во Владимирское объединение музеев, включив в его состав Владимиро-Суздальский музей-заповедник с филиалом-музеем хрусталя и в качестве самостоятельных музеев бывшие филиалы объединённого музея, в том числе Юрьев-Польский. На следующий год 29 апреля 1990 г. распоряжением исполнительного комитета областного совета народных депутатов нашему музею было присвоено название «Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный». С тех пор неузнаваемо изменилась наша страна, значительные количественные и качественные изменения произошли в музее. Расширились масштабы деятельности музея, усложнились его задачи.