Звенигород

Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей

О компании:

Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей расположен в древнем подмосковном городе. Он призван изучать прошлое этого города и тесно связанного с ним региона и популяризировать его историю.

Предшественниками Звенигородского музея являются несколько музеев: в Саввино-Сторожевском монастыре, в пригородных усадьбах Введенское и Ершово. Первая принадлежала представителям знаменитых фамилий Лопухиных, Головиных, Якунчиковых, Шереметевых, Гудовичей. Второй около полутора столетий владел род дворян и графов Олсуфьевых.

Идея создания музея в усадьбе Введенское возникла в сентябре 1918 г. после посещения ее Ю. П. Анисимовым, который оставил следующее замечание: «По самому расположению своему Введенское было бы в высшей степени удачно для устройства в нем музея, где могли бы быть сосредоточены вещи со всего западного района уезда, изобилующего усадьбами». Это мнение, вероятно, возымело силу, поскольку в декабре 1918 г. Звенигородский исполком отказывает в просьбе пехотной советской дивизии о предоставлении ей под казармы строений усадьбы «в виду ближайшего создания в имении Гудовича музея». Официальная дата открытия введенского музея – 18 июня 1920 г. К сожалению, пока мы не имеем сведений о наличии постановления по поводу открытия и пользуемся лишь заметкой в местной газете «Красный луч». Ее автор привел подробности церемонии, в рамках которой состоялся концерт с участием артистов Большого театра и показательные раскопки славянского кургана XI века, расположенного на территории усадьбы, которые возглавил профессор В. А. Городцов.

Искусствовед А. Греч, описывая музей во Введенском, отмечал разнообразие и, вместе с тем, пестроту собрания, объединившего коллекции нескольких усадеб Звенигородского уезда – Вязем, Назарова, Кораллова, Ильинского, Усова, Поречья, Подушкина, Ершова. Размещенные здесь предметы живописи, графики, фарфора и мебели создавали «ощущение старинной, традиционной, неспешной культурности, о которой свидетельствовали все эти вещи, еще раз, правда ненадолго, собранные вместе. Давно умершие люди, запечатленные на старых портретах, еще раз сошлись в залах и гостиных дома в Введенском».

Несколько позже, в конце 1920 г., появляется и идея создания музея на территории Саввино-Сторожевского монастыря. После закрытия обители наблюдение за ценностями его знаменитой ризницы 3 октября 1919 г. было передано представителю Комиссии по искусству и старине при Уездном исполкоме. Поначалу строения монастыря находились в ведении НКВД, под началом которого в монастыре был устроен «концентрационный лагерь принудительных работ для дефективных детей», а в декабре 1920 г. он передается Наркомату здравоохранения с целью устройства в нем санатория для московских рабочих. Почти одновременно, 13 ноября этого года, Наркомпрос РСФСР командирует своих сотрудников в Звенигород для «решения вопроса о приспособлении монастыря под музейные цели».

В декабре 1920 г. Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного Комиссариата по просвещению выносит постановление: «Обратиться в Наркомздрав с просьбой передать часть помещений Звенигородского монастыря в распоряжение отдела для устройства Музея…». На заседании Коллегии Отдела 8 февраля 1821 г. принимается решение «Организовать музейные секции в Звенигороде, Волоколамске и Новом Иерусалиме». Названные постановления стали отправной точкой для создания музея в монастыре, славившегося как выдающимися архитектурными памятниками, так и ценнейшими собраниями церковной живописи и ризницей. 15 февраля 1921 комиссия в составе Н. Н. Померанцева, архитектора И. В. Рыльского и заведующего Звенигородским санаторным районом В. П. Паевского определяет для размещения музеябывшее духовное училище (часть первого и второго этажей монастырской трапезной XVII в.).

Для посетителей музей в монастыре открывается 25 июня 1921 г. Он получает наименование «музея церковной живописи и архитектуры XVII столетия» или сокращенно «церковный музей». С этого времени появившийся в стенах монастыря музей наследует и продолжает историю закрытой обители.

В 1922 г. МОНО принимает решение закрыть музей в усадьбе Введенское, расформировав его коллекции между московскими музеями. Только вмешательство Музейного отдела позволило оставить значительную часть его собрания в Звенигороде, переместив ее в музей в монастыре. Слияние двух музеев было осуществлено с марта по ноябрь 1922 г., а 23 марта 1923 г. состоялась торжественное заседание по случаю открытия первых трех залов обновленного музея, получившего наименование «Саввино-Звенигородский художественно-исторический музей Музейного отдела Академического центра Народного Комиссариата Просвещения».

Сотрудников музея в то время было всего два человека. Прежде всего, это заведующий музея Владимир Захарович Метельский и хранитель музея Александр Христофорович Максимов, о котором известно, что до революции он в том же здании бывшей монастырской трапезной служил преподавателем Звенигородского духовного училища, а в 1920 г. был осужден по делу «церковников», связанному с попыткой группы верующих защитить от поругания мощи прп. Саввы Сторожевского. В 1925 г. в музее появляется еще одна научная сотрудница – заведующая естественно-историческим отделом музея Евгения Ипполитовна Лукьянская, имевшая специальность ботаника-географа. Три научных сотрудника вели колоссальную работу, их деятельность распространялась на все известные в современный момент музейные сферы деятельности: собирание экспонатов, их хранение и описание, выставочная, экскурсионная, ремонтная и исследовательская работа: сотрудники музея вели поиски новой исторической информации в архивах, участвовали в конференциях и экспедициях, проводили лекции и читали доклады. Также они участвовали в работе по охране памятников в городе и уезде.

Звенигородский музей, возникший на основе собраний монастыря и усадеб, первоначально и темы развивал, сообразно с этими коллекциями. Постепенно доля художественно-исторических отделов сокращается, и на первый план выходят естественно-исторический и общественно-экономический отделы.

19 октября 1927 г., в связи с решением правительства передать помещения музея в ведение ОГПУ под Дом Коммуны беспризорных, последовало предписание Музейного подотдела МОНО о свертывании музея в спешном однодневном порядке. В течение 12 часов следующего дня все музейные предметы были перенесены в монастырский собор. Многие хрупкие экспонаты естественно-исторического и кустарного отделов «в результате необычно спешного свертывания музея подверглись поломке».

Менее чем через год, специальным отношением Наркомпроса РСФСР в Президиум Моссовета, СНК и Наркомздрав РСФСР от 4 апреля 1928 г. музей вновь реанимируется.

7 июня 1928 г. у музея начнется новый период: в этот день у него появится новый заведующий – Владимир Михайлович Колобов. Именно ему суждено было подготовить возобновление деятельности музея и его открытие 1 августа 1928 г. С именем В. М. Колобова связан наивысший расцвет довоенного музея. В 1929 г. был выпущен путеводитель по музею, который стал первым послереволюционным изданием, представившем обзор истории Звенигорода. В 1931 г. в доработанном виде он был переиздан. В это время частыми стали публикации о деятельности музея в различных печатных изданиях. Однако руководство В. Колобова не было продолжительным. 1 августа 1932 г. он был арестован органами ОГПУ.

В 1939 г. принимается самое губительное из всей череды высочайших постановлений в отношении музея. В связи с решением о размещении в стенах бывшей обители воинской части, он вновь закрывается, причем это закрытие имеет самую печальные за всю его историю последствия – музей разлучили с его экспонатами. Первостепенные предметы были переданы в музей г. Истры. Второстепенные свалены в помещении Звенигородского Успенского собора, который был передан музею в 1933–1934 гг.

6 мая 1944 г. постановлением Исполкома Мособлсовета принимается решение о возобновлении деятельности музея, на этот раз в здании Успенского собора на Городке. Через два года, в связи с передачей в апреле 1946 г. храма общине верующих, музей снова возвращается на территорию монастыря. Главная задача его сотрудников – поиск новых экспонатов. В 1950-е годы удалось вернуть незначительное число предметов из прежнего собрания музея. Некоторыми своими экспонатами поделились Государственный исторический музей и Музеи Московского Кремля. Но на первое место для новых сотрудников был поставлен сбор материалов о различных ремесленных и фабричных производствах Звенигорода.

Несколько раз в последующие десятилетия меняется наименование музея, что свидетельствует о постепенном повышении его статуса: 1944 г. – Звенигородский районный краеведческий музей; 1947 г. – Звенигородский историко-краеведческий, 1966 г. – Звенигородский историко-архитектурный.

В 1972 г. в дар Звенигороду было передано свыше 200 живописных работ Народного художника РСФСР Б. Н. Яковлева, имевшего дачу в поселке Мозжинка близ города. Все они были переданы в музей. Собрание произведений Б. Н. Яковлева заложило основу для возможности собирания в музее коллекции живописи. Эта коллекция постепенно расширялась и в 1984 г. музей был удостоен права иметь в своем наименовании прибавку «художественный».

В 1987 г. Звенигородский музей, прежде деливший строения Саввино-Сторожевского монастыря с санаторием Министерства обороны, становится единственным пользователем архитектурного ансамбля обители. Это было началом нового расцвета музея. Обладая значительными экспозиционными площадями, музей имел возможность проводить в них многообразные выставки.

После широкого проведения торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси, у нас в стране постепенно стал набирать силы процесс возвращения Церкви культовых сооружений. Во многих местах этот процесс сопровождался конфронтацией с музеями, но в Звенигороде таких случаев не было. Напротив, здесь сами музейщики, начиная с 1990 г., стали приглашать духовенство для совершения регулярных богослужений в монастырском Рождественском соборе – задолго до официального открытия монастыря. Уже после возобновления монашеской жизни, в год 600-летнего юбилея обители, отмечавшегося в 1998 г., монастырю было передано 16 зданий общей площадью 7876 м2.

К настоящему моменту у Звенигородского музея на территории монастыря осталось всего одно экспозиционное помещение – Царицыны палаты (площадь 308 м2), построенные в середине XVII в. для паломнических выходов к мощам преподобного Саввы царицы Марии Ильиничны – супруги царя Алексея Михайловича. Здание это небольшое, заключает в себе несколько маленьких залов, разделенных на три части. В них музеем организована постоянная экспозиция по истории города, выставка «Покои боярыни», рассказывающая о быте знатной женщины в XVII столетии (такую тему задает само первоначальное предназначение палат) и помещение для временных выставок. Естественно, что развиваться музей на таких более чем скромных площадях не имеет никаких возможностей. В 2007 г. музею было передано здание, построенное в первой половине XIX в. и служившее то винным складом, то казармой для воинских подразделений, то манежем, то театром, то кинотеатром.

В дальнейшие планы развития музея вложены как намерения по продолжению экспозиционной и просветительской деятельности в монастыре, так и в городе – в недавно переданном здании манежа, и в Звенигородском кремле – уникальной исторической территории, обладающей статусом федерального памятника, но не имеющей никакой реальной степени охраны. Сегодня в городе ведется активная многоэтажная жилищная застройка, стремительно увеличивается число новых жителей и одновременно уменьшается количество мест для отдыха горожан. Застраиваются прежние парки и стадион. Территории домов отдыха и санаториев, прежде доступные для прогулок, огораживаются глухими заборами и в них организуются строгие пропускные режимы.

В связи с этим сильно увеличивается нагрузка как на место отдыха на Звенигородский кремль.

В условиях отсутствия закрепления ответственности за сохранность одного из самых значительных исторических памятников Подмосковья перед какой-либо из организаций, Звенигородский кремль находится в условиях постоянного бесконтрольного разрушения. Спасти ситуацию может только решение о передаче территории кремля музею и создание на его базе исторического заповедника.

Фотографии (6)

Отзывы (0)