Международный день цыган
Описание:
Цыгане веками безуспешно пытались бороться за свои права, а целенаправленные попытки создать организацию, которая защищала бы их интересы, были предприняты только в 1919 году. 27 апреля 1919 года было созвано общее Национальное Собрание цыган Трансильвании. В дальнейшем ими было безуспешно предприняты еще целый ряд попыток улучшения своей ситуации.
В период Второй мировой войны цыгане Румынии прошли через целый ряд тяжких испытаний, так как фашистская идеология проводила по отношению к ним политику дискриминации. И только в апреле 1971 года, а именно 6-8 апреля, в Лондоне, состоялся Всемирный конгресс цыган, собравший в своих рядах представителей 30 стран, и был создан Международный союз цыган, который является международным органом, призванным защищать права и интересы цыган всех стран.
В 1723 году Дмитрий Кантемир, в своей книге «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии», говорил: «Когда и откуда появились эти народности в Молдавии? Не знают даже они сами и невозможно найти ничего о них в наших летописях». Наиболее древнее документальное упоминание о рабах-цыганах в Румынии датируется 3 октября 1385 года (о цыганах в Молдове - 1428 годом). В нем говорится о том, что Дан Воевода строит жилье сорока цыганам, полученным в дар от домнитора (правителя Румынии) Владислава. Следовательно, цыгане были рабами. В чем причина их рабства - предоставим разбираться историкам. Ясно одно - цыгане не желали ассимилироваться с остальным населением, часто предпочитая кочевой образ жизни. Коренному населению это иногда причиняло определенные неудобства. Даже в ХХ-м веке Чаушеску боролся с привычками цыган к кочевому образу жизни. Как бы там ни было - рабство есть рабство, чем бы оно себя ни оправдывало.
Официальные документы периода после 1600 года используют в отношении цыган термин «раб», но, надо сказать, что само слово «цыган» в то время, по определению, воспринималось как «раб». Именно поэтому цыгане Румынии стали требовать по отношению к себе применения имени «ромы», «ромалы», а в последней редакции даже с двумя буквами «р» - «rromi», чтобы отличаться от схожего по звучанию термину - «римляне» (romani). Вся пресса Румынии давно уже перешла на эту форму обозначения цыган. Надо сказать, что рядовые цыгане не обижаются, если их называют по-старому.
Рабство лишало цыган любых возможностей принятия самостоятельного решения в чем-либо - они не могли даже жениться или выходить замуж по собственному усмотрению, без предварительного одобрения своего хозяина. Не имели и других элементарных человеческих прав. Чтобы понять всю тяжесть их положения, приведем цитату из уголовного Кодекса 1818 года: «Все цыгане - суть «рабы» от самого рождения. Если у цыгана нет хозяина, значит, он автоматически становится собственностью государства».
С 1760 года государство, пытаясь решить проблему цыган, внедряет программу насильственной ассимиляции цыган Трансильвании. Но безуспешно. В 1783 году, 19 июня, вводится закон об отмене рабства цыган Буковины. В 1785 году Иосиф II отменил рабство цыган из Ардяла (Трансильвания). В 1789 цыганским детям было разрешено посещать школу наравне с детьми других национальностей. Только в 1798 году в Румынии появляется первый юрист цыган - Стан Стойка (Stan Stoica). Не будем перечислять все документы, касающиеся рабства цыган Румынии, скажем только, что отмена рабства шла медленными темпами. Последние документы об отмене рабства в других районах Румынии датируются 1861 годом.
На данный момент в Румынии проживает так называемый «международный король всех цыган». Это - Флорин Чиоабэ (Florin Cioaba), который стал известен всей Европе скандальной выдачей замуж своей несовершеннолетней дочери (тогда ей было 12 лет). Надо сказать, что многие в Румынии считают его самопровозглашенным королем, тем более, что в Румынии существуют еще один король и один император цыган. Кто из них и какие права «на трон» имеет, и где этот трон находится, нам понять трудно, но Чиоабэ уже пытался приобрести несколько дворцов Румынии.
Румынские цыгане весьма своеобразны и имеют целый ряд характерных отличительных черт в разных районах Румынии. Основной чертой цыган Румынии в целом является тот факт, что большинство из них живут, до сих пор соблюдая кастовое деление. То есть, по всей Румынии разбросаны цыгане, которые отличаются друг от друга своей принадлежностью к определенной касте. Кэлдэрарь, гичиторь, чершеторь - соответственно, - те, что изготавливают ведра (а также другие предметы из металла), гадальщицы, попрошайки. Их можно с легкостью отличить друг от друга даже внешне, так как они либо носят свой товар и всюду предлагают его, либо своим поведением выдают свой род занятий и принадлежность к касте.
Наиболее бросающиеся в глаза, к примеру, - это «чершеторий» или попрошайки. Правила их касты требуют от них жить только попрошайничеством. Если Вы думаете, что они чувствуют себя чем-то униженными или обделенными, то надо сказать, что это не так. Свое происхождение эта каста возводит к древности, о которой они говорят, что «во времена оные» они были королями, а их богатство было тогда отобрано у них. Так вот теперь они его возвращают себе таким «необычным» для остального люда способом. Мало того, данная каста (впрочем, как и каста воров) считает, что все богатства земли, на самом деле, принадлежат им, а они просто возвращают их себе. Ну а весь народ, не принадлежащий их касте, «естественно»,- это те, кто владеет не своим богатством и, по их представлению, обязаны вернуть его им. Надо признать, что талант попрошаек иногда приводит в изумление - это и покалеченные дети, и ряженые цыганки, но более всего - это их умение разжалобить прохожего своими жестами и жалостливым причитанием текста, которым выманиваются деньги из прохожих. Впрочем, такое можно изредка увидеть и в московском метро.
Другая каста - это каста обработчиков металла. Как драгоценных металлов, так и всевозможных изделий из цинка, к примеру, как ведра, ножи, сельскохозяйственные инструменты и многое другое. Еще есть те, кто изготавливают литую посуду из алюминия и чугуна...
До сегодняшнего дня можно увидеть на улицах некоторых населенных пунктов цыган, обрабатывающих золото. Причем они занимаются этим прямо на тротуаре, на виду у всех,- мастерски изготавливают золотые кольца, серьги, и прочие ювелирные украшения и тут же предлагают свой товар прохожим.
Еще одна особенность румынских цыган - это внешнее отличие их друг от друга в зависимости от района проживания, а также в зависимости от своей этнической принадлежности. Так, к примеру, «венгерские» цыгане одеваются в костюмы и носят большие широкополые шляпы, женщины - расцвеченные юбки. У мужчин также обязательным является ношение больших усов. Что еще удивительного у венгерских цыган, так это то, что здесь есть целые селения рыжих или просто светловолосых цыган. Отличаются они большей «интеллигентностью» по сравнению с цыганами остальной части Румынии. Их реже можно увидеть ругающимися и кричащими на виду у всех. Женщина у венгерских цыган в подчиненном положении по отношению к мужчинам. Часто намного моложе своих мужей.
Чтобы описать все многообразие особенностей цыган, потребуется целая монография. Мы закончим свой рассказ тем, что, несмотря ни на какие политические, социальные и прочие изменения общества, в котором проживают цыгане, они всегда умудряются сохранить свою самобытность и неповторимость. Они всегда выделяются среди остального народонаселения - и внешне и внутренне. Внешне - своим поведением, одеянием, родом занятий, внутренне - стремлением к сохранению индивидуальности, гордости за свою национальную принадлежность, стремлением к тому, чтобы не утратить свое человеческое достоинство, независимо от обстоятельств, в которые ставит их жизнь.