Румыния

Пасха

Описание:

В этот день окрашивались красные пасхальные яйца, а также расписывались писанки

Даже служители церкви признают, что в Румынии Пасха является не только христианским праздником, но, в силу того, что попадает на период перехода от холодов к потеплению, соединяет в себе и переносит на себя многие дохристианские практики, обычаи и традиции. Этот симбиоз между христианским и языческим привел к тому, что пасхальные праздники стали чем-то уникальным в календарном ряду других церковных праздников.

С Великого четверга мужчины приостанавливали свои хозяйственные работы, женщины же приступали к приготовлению ритуальных блюд – выпечке пасхи (куличей), а также особо испеченного калача (cozonac). В этот день окрашивались красные пасхальные яйца, а также расписывались писанки. В Румынии также традиционным пасхальным блюдом является жаренный пасхальный ягненок. Все эти блюда приготавливались в печи.

Что можно здесь добавить или подчеркнуть, так это некоторые особенности приготовления пасхи. В западной части Румынии отношение к ритуальной пище отличается от той, что можно наблюдать в восточной Румынии. Если на территории Молдовы придают большее значение приготовлению пасхи, то в западной Румынии – пасхальному ягненку. Такое же неоднозначное отношение наблюдается и к освященной пасхе. Об этом мы скажем чуть ниже.

Расскажем об особенностях приготовления пасхальных блюд. Пасха украшается крестом, часто заплетенным в косичку, а пространство между косичками креста выкладывается творогом. В разных местах по-разному – в некоторых сладким, в других соленым творогом, в третьих перемешанным изюмом, а поверх, чаще всего – окрашенное просо, в некоторых районах – зерна мака. Во многих районах женщины добавляют в саму пасху грецкий орех, для запаха – мускатный орех, ром, апельсины или лимоны, часто изюм. В некоторых районах, для того, чтобы пасха была желтее – добавляют мелко протертую тыкву.

Еще одно любопытное блюдо, присущее Румынии и Молдавии – «babele» - пасхальная баба, специально приготовленное в печи сладкое блюдо из макарон, лапши, которые заливались в специальные формочки. В некоторых районах является обязательным пасхальным блюдом, в других не готовится вообще. Надо сказать, что раз существовал обычай готовить бабу, то, конечно же, существовало и блюдо «противоположного пола» - дед. Но, в отличие от бабы, блюда, которое было сладким, а после приготовления обязательно должно было оставаться белым, дед – был кисловатым или соленным на вкус, а цвет был обязательно коричневатым, в общем, темным. Но есть и различия,- в других селах дед сладкий, а баба кисловатая, но цвет все равно остается тем же.

Мы говорим об этом, так как именно эти блюда традиционно освящали и освящают на пасху в церкви. Но, существуют масса особенностей освящения пасхальных блюд, отличаются они не только от одной географической зоны до другой, а и от села к селу. Говорить обо всех нет возможности, скажем только о самых любопытных. Любопытным являются различный подход к свящаемым блюдам и особенно к пасхе. Так, в восточной части Румынии освящению пищи уделяется самое большее внимание, в западной же к этому ритуалу подходят, можно даже сказать, формально. К примеру, во многих селах и даже городах пасху, предназначенную для освящения, пекут специально назначенные для этого женщины, к которым все село сносит необходимые для выпечки ингредиенты (либо собирают деньги для покупки этих ингредиентов), а эти женщины пекут пасху для всего села. Только, не подумайте, что речь идет о сотнях или большом количестве пасх. Отнюдь нет, так как после освящения пасхи, которое во многих селах проводится в Великий четверг, освященные пасхи разрезаются на мелкие кусочки и раздаются прихожанам мелкими порциями. Это явление почти не наблюдается в восточной части Румынии, где каждая хозяйка печет очень много пасок, так, чтобы хватило и для членов семьи, но больше для того, чтобы преподносить их в дар соседям, гостям и так далее.

В ритуале освящения большая часть Румынии придерживается все же обычая освящать паску и другие блюда либо в субботний вечер, либо после пасхальной службы в день Воскрешения Христова, то есть в воскресенье. Существует целый ряд особенностей того, какие блюда приносят с собой хозяйки в церковь и почему. Мы не можем их описывать в данной статье в силу ряда причин, но расскажем о них на нашем сайте, в разделе, посвященном «Опыту исследования мировых культур» (http://darovanie.ru). Здесь же расскажем в нескольких словах об обрядах, совершаемых в Румынии с освященными блюдами.

Традиция предписывала обязательное присутствие на ночной пасхальной службе, и особенно на утренней, воскресной, после которой священник и освящал принесенные с собой прихожанами блюда. Обязательными в пасхальной корзине являлись паска, «babele» (бабы) – символ праведной жизни, соль, сахар, сало и деньги. Во многих районах обязательным был чеснок, и, конечно же, пасхальные яйца, прежде всего красные, так как писанки имели особое назначение. Здесь же присутствуют и ряд блюд, которые будут розданы бедным.

В пасхальную, предвоскресную ночь девушки старались не только посетить церковь, но еще и вымыть язычок церковного колокола чистой родниковой водой, а остатки этой воды использовать затем для умывания в момент рассвета солнца, в день воскрешения, чтобы быть красивыми весь предстоящий год, и чтобы к ним все парни сбегались, также как сбегаются люди на звон пасхального колокола в церковь.

Другими обязательными для выполнения обычаями было предписание о том, чтобы утром, прежде чем приступать к трапезе, совершать «омовение» красным освященным пасхальным яйцом, для того, чтобы обрести такое же здоровье и здоровый красный румянец лица, каким обладает это освященное пасхальное яйцо. Есть еще много других интересных обычаев. Эти обычаи соблюдаются до сих пор. В худшем случае один раз – в воскресенье после возвращения домой с пасхальной литургии, в лучшем – последующие три дня. Но, по обычаю – до дня пятидесятницы, или, хотя бы до дня поминовения усопших, который в Румынии носит название «Пасха Блаженных» (о чем будем говорить отдельно).