Узбекистан

Махавира Джаянти

Описание:

Махавира
День рождения основателя религии джайнизма Махавиры, 24 и последнего тиртханкара (санск. «ведущий через океан», т.е. пророк, который ведет за собой по жизни) – главный праздник джайнов. Отмечается молитвами, постом, лишенным пышности паломничеством к святыням джайнов – древним храмам в Гирнаре и Палитане (штат Гуджарат) и в других местах, а также относительно скромным угощением.

Дигамбары (одетые светом) – последователи одной из сект считают, что Махавира родился в 615 г. до н.э., Шветамбары (одетые в белое) - последователи другой секты – что в 599 г. до н.э. близ города Вайшали. Его отец происходил из кшатрийского рода (класса аристократов), а мать  - из влиятельной семьи, принадлежавшей к племени личхавов.

В 30-летнем возрасте, раздав свое имущество, стал странствующим аскетом. Посвятил 12 лет полной аскезе. На 43-м году жизни Махавира достиг абсолютного знания и стал джиной (победитель), т.е. освободившимся от любой психофизической зависимости. Это произошло под деревом сал, ставшего для джайнов священным.

В течение 30 лет вел пропаганду своего учения в различных пригангских государствах и обрел множество учеников и последователей. Махавира ушел из мира в возрасте 72 лет, уморив себя голодом (468 г. до н.э.).

Путь к освобождению, определенный Махавирой, - это следование «трем драгоценностям»:

Первая – «совершенное мировоззрение», т.е. умение видеть мир таким, каким он представлен в учении Махавиры;

Второе – «совершенное знание»: постижение истинной сущности души и окружающего мира, преодоление неведения, которое является основной причиной «земных страстей и желаний»;

Третья – «совершенное поведение», т.е. следование установленным Махавирой правилам. Они сводятся к выполнению «пяти великих обетов (панчамахаврата): ахимса (непричинение вреда живым существам); сатья (праведность); астея (неприсвоение чужого); брахмачарья (соблюдение целомудрия); апариграха (воздержание от суетных привязанностей, т.е. отказ от собственности, развлечений, удовольствий).